(Продолжение опупеи.)
Все предатели
Включая моржей. Впрочем, моржи ещё самые приличные, с их архаичным мышлением было бы немыслимо идти против самой богини воды, а богиня воды сказала однозначно: «Передай мистику, что его народ доложен бороться бок о бок с Ордой и Альянсом против сил Малигоса и Короля-лича».
Я передал.
— Ну, — говорит мистик, — раз надо бороться, значит, будем бороться. Спасибо тебе, сынок, ты нам здорово помогаешь.
— Извини, — говорю, — отец, уже не помогаю. Бывай не болей, и пусть твои сети всегда полнятся уловом.
— Вот те раз, — говорит, — так ты что ж, за Малигоса с Королём-личом?
Тут я задумался. Если бы я был вот прямо за Малигоса с Королём-личом, я бы сейчас сторожил Цитадель Ледяной Короны. Но этот мир таков, что быть за Малигоса с Королём-личом у меня просто физически не получится (разве что вписаться мейн-танком в чей-нибудь рейд и вайпнуть его злонамеренно, однако я, конечно, подонок, но не диверсант. Хотя мысли такие посещают, а как же).
— Нет, — говорю, — я просто не против.
С тем и уехал, оставив озадаченных моржей думать над смыслом высказывания.
Плохие и хорошие
Занятия наукой не проходят бесследно, и, поскольку я в шаге от защиты кандидатской диссертации по археологии, настала пора взглянуть на конфликт Артаса со всем остальным миром с чисто научной точки зрения — sine, так сказать, irae et studio.
Всем известно, что плохие ребята хотят уничтожить мир, а хорошие — спасти его. Ну, то есть это аксиома, которую твердят, как заведённые, все хорошие ребята, и совершенно не отрицает ни один плохой пацан. Но теперь давайте беспристрастно посмотрим, что же именно хотят уничтожить плохие ребята.
Если нарисовать двухколоночную таблицу и присвоить левой колонке значение «Плохие ребята», а правой — «Хорошие ребята aka Мир», можно будет увидеть, что такие вещи, как верность, последовательность, склонность к упорядочиванию и к доверию своим, здравомыслие, дальновидность, единство, честность, ответственность — окажутся слева, и, напротив, хаотичность, непоследовательность, склонность к предательству и, как следствие, недоверие всем подряд, импульсивность и безрассудство, не говоря уже о разобщённости, безответственности и лицемерии — будут расположены справа.
Когда так, то впору задаться вопросом, почему хорошими называются хорошие ребята, а не плохие?
Во-первых, обратим внимание на то, что оценки присваиваются хорошими ребятами. Плохие прекрасно обходятся безо всяких оценок. Ну, то есть им просто безразлично, как называться, им важно, за что конкретно они сражаются и чего именно хотят. Таким образом, разделение на плохих и хороших с самого начала оказывается субъективным.
Во-вторых, хорошие ребята прекрасно знают об этом и потому стараются оправдать свою борьбу с плохими ребятами защитой неких объективных ценностей. При этом первой в ряду таких якобы объективных ценностей они называют свободу, второй — красоту, а третьей — разнообразие. То есть на поверку они апеллируют опять-таки к субъективным идеалам.
Получается странная вещь. Плохим ребятам для того, чтобы стоять на защите своих плохих идеалов, не требуется подпорка в виде якобы объективной ценности этих идеалов, им достаточно собственного комфорта в предложенной системе плохих ценностей. Хорошим ребятам собственного комфорта в системе хороших ценностей недостаточно, им нужна апелляция к чему-то якобы объективному. Я думаю, что этот феномен имеет своё объяснение, но я лично объяснить его затрудняюсь.
Вообще, все войны, которые я могу на вскидку вспомнить, велись как раз вокруг утверждения субъективных идеалов. Это, кстати, нормально. Если разделить мир не на плохих ребят и хороших, а на Альянс и Орду, получится то же самое. Если, в свою очередь, разделить Орду на орков, например, и эльфов крови, никаких исключений из общего правила опять-таки не обнаружится.
Вы, кстати, орков видели? Вот, кто видел, тот ещё десять раз задумается, что более эстетично, живой орк или мёртвый эльф.
Но проблема даже не в этом, а в том, что хорошие ребята, провозглашая себя защитниками красоты и разнообразия, нередко высасывают проблему из пальца. Например. В Акерусе преспокойно уживались таурены и всё те же эльфы, пресловутые орки и дренеи, люди и нелюди, и на всю огромную армию Короля-лича не имелось ни одного расиста, жаждавшего выпилить соседа за то, что тот выделяется из ряда прочих или не соответствует чьему-то представлению о прекрасном (хотя свои представления о прекрасном и своё отношение к разнообразию были, безусловно, у каждого).
Так же я не припоминаю ни одного случая целенаправленного уничтожения природных богатств исключительно ради их уничтожения. (И вообще не помню, чтобы кто-нибудь, а тем более Артас, воспевал эстетику смерти.) Бывало так, что в результате очередной военной операции природные богатства уничтожались просто в силу невозможности их сохранения, но согласитесь, что такие результаты свойственны любой войне, между кем бы она ни велась. Я побывал в местах активных боевых действий Альянса и Орды по обе стороны моря и даже неба и с полной ответственностью могу сказать, что раны, нанесённые земле и аборигенам этими военными действиями, подчас оказываются куда серьёзней, чем те, которые оставила Плеть. За примерами далеко не пойдём, отлетим от Акеруса буквально на чуть-чуть — в Западные Чумные земли. Прогуляться по ним одно удовольствие: богатейшие охотничьи угодья, реки и озёра, полные чистой воды и жирной рыбы, плодородная земля, минералы, свежий воздух. Скажи кому маленькому, что ещё недавно там хозяйничала Плеть, — не поверит. И вот, прямо посреди этого земного рая Альянс и Орда разожгли костёр войны, и теперь в городе Андорале и его окрестностях находиться могут только военные и только в противогазах. Там такая концентрация СО2, что нормально себя чувствовать может только нежить. Я чуть не сдох, когда заехал.
Это что касается разнообразия и эстетики. Что касается свободы, то тут хорошие ребята ничего не передёргивают: они действительно защищают её. Но и тут есть тонкость. Дай разным хорошим парням задание договориться, что конкретно они подразумевают под свободой, и они передерутся сами, их даже стравливать специально не надо будет. Для орков свобода — это независимость от демонических оков, запятая, возможность демонстрации своей силы. Для эльфов крови — это независимость от всех вообще, включая даже и Орду, которой они формально служат, и уж тем более орков, которые их чморят, точка с запятой, элегантные шмотки. Для людей свобода — это вообще очень отвлечённое понятие (поэтому людям задавать вопросы о сущности свободы надо аккуратно: прилететь может в любой момент — исключительно по причине лютого выноса мозга).
Тем не менее, во всех случаях, без исключения, речь будет идти о независимости и самоутверждении той или иной степени или, проще говоря, об «отъебись, и чтоб мне было заебись» в том или ином виде. Ничего удивительного, что безответственность, нерадивость, глупость, лень, нежелание думать своей головой и прочие подобные вещи так процветают на просторах «свободного» Азерота. Ничего удивительного так же, что недавний союз Альянса и Орды на моих глазах распадается с треском и, похоже, с необратимыми последствиями: любой договор по определению предполагает несвободу, и поэтому равные партнёры, исповедующие такие же ценности, какие исповедуют Орда и Альянс, надолго никогда не договорятся. Для того, чтобы в рамках подобной системы ценностей установился более или менее прочный союз, одна из договаривающихся сторон должна быть заведомо слабее другой. Так, дворфы взяли под своё покровительство гномов, ночные эльфы дали приют воргенам, а люди подмяли под себя вообще всех перечисленных, потому что они самые наглые. Примерно такие же истории можно рассказать и об Орде.
Но сами по себе Орда и Альянс никогда не договорятся, потому что у них на первом месте стоит свобода, а силы равны — и это всё, конец любому договору ещё в момент его заключения.
Плеть была сильна тем, что в ней доминировала идея служения. При этом все мы, независимо от расы, пола и возраста, служили одному королю и на первое место в системе своих ценностей ставили пользу делу. Фашизм, да, я и не отрицаю. Но по вопросам безупречного служения у нас был перед глазами живой пример — Артас собственной персоной. Ибо когда Нер’зул обратился к своему тогда ещё рыцарю смерти Артасу в тревоге за то, что силы его, Нер’зула, слабеют, и попросил о помощи, Артас эту помощь оказал без колебаний и даже не помыслил воспользоваться слабостью господина в каких-нибудь посторонних целях. Он освободил Нер’зула и предоставил в его распоряжение своё тело и своё сознание. Фактически, то, что мы знаем сегодня под именем Короля-лича, — это симбиоз Артаса и Нер’зула. Но мы говорим «Артас» не только потому, что видим перед собой телесную оболочку, а ещё — и в большей степени — потому, что помним его историю. Нет ничего такого, чего Артас не потребовал бы от себя, прежде чем требовать от нас — и в этом суть. Мы всецело принадлежали Королю-личу, но наше повиновение не было слепо, что бы там клоун Могрейн ни вякал. Я гордился тем, что Артас счёл меня достойным служить ему. С его стороны это было знаком огромного доверия.
И напротив, возьмём историю Тириона Фордринга. Что с ним сделали после инцидента с Эйтриггом? Правильно, его судили как предателя, приговорили к лишению всех наград и изгнали из ордена. Замечу, что никаких оснований к такому приговору не было в помине: во-первых, Эйтригг ушёл из осквернённой Орды задолго до того, как повстречался с Фордрингом; он не принадлежал к враждебной фракции, он был просто орк; во-вторых, он спас Фордрингу жизнь, и Фордринг обязан был оплатить этот долг. Но, поскольку в судьях кипел неприкрытый расизм, они докопались до чепухи и изгнали из ордена самого верного его паладина. Вот такие интересные получились на поверку свобода, красота и разнообразие.
Вообще, в словах хороших ребят очень много противоречий их поступкам, и, если докапываться до каждого эпизода, не хватит и книги, чтобы все эти противоречия перечислить.
Тогда кто из нас хорош, и кто плох?
Откровенно вам признаюсь, мне пох.
Ну, да
А моржи… ну, подумаешь, моржи. В конце концов, если бы я до сих пор служил Артасу и если бы Артас приказал мне выпилить всех моржей до единого, я бы сделал это без раздумий и без оглядки на наши с ними отношения.
Кстати, забавно, что Артас умудряется объединять не только своих союзников, но даже и тех, кто выступает против него. Вообще, если бы не Король-лич, Альянс и Орда не сделали бы ни шагу навстречу друг другу. Вот такой плохой пацан этот Артас — хочешь смейся, хочешь плачь.
5 комментариев:
ну и ничем это от игровой площадки Земля не отличается, все то же самое. да.
2 Jungehexe
Смотрела как-то интервью с рейд-лидером одной из гильдий: тётка лет пятидесяти, американка. Она так прямо и говорила: мол, понимаете, в Азероте всё то же самое, только жопу от стула отрывать не надо. Я ещё добавлю, что компьютерным мирам плевать на законы термодинамики -- вот это мне лично больше всего доставляет.
В игре пракасмические кораблики все еще хуже.
Только "игровое бессмертие" отсутствует - любая игровая смерть/потеря в конечном счете пересчитываема на реальные денежки.
А так - да, те же обманы, предательства, шпионаж, подставы, гопники, маньяки, суидидники, слабые духом и хулиганы.
Нет, не играйте в ЕВУ.
Пойду-ка я лучше клиент ВОВа скачаю...
http://youtu.be/Jvp2cMqPjk0?t=51s
а это видела?
arstmas
2 arstmas
Дададад!!!11
-- Я уничтожу этот мир!
-- Шапку надень.
Великолепно, ржу без передышки.
2 Arris
Я вообще очень тяжело новые игры осваиваю. И новое кино смотрю из кустов и одним глазом, и не сразу. И вообще всё новое так же сначала осматриваю. За WoW меня года три или четыре агитировали. Так что нет, никаких Ев на ближайшие лет пять-шесть.
Отправить комментарий