«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем... Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться».

Мартин Нимёллер. «Когда они пришли…»

28 июля 2008 г.

«Следите за руками»

Вот ряд наблюдений о том, как ведут себя некоторые не все. Маленькие штрихи к портретам, если угодно. Без имён, потому что не вижу смысла перевоспитывать кого бы то ни было, да и вообще говорить хочу не об их поведении, а совсем о других вещах.

1. «У тебя во френдах человек, которого я считаю нерукоподаваемым, поэтому торжественно даю тебе выбор: либо я тебя расфренживаю, либо ты расфренживаешь упомянутого человека». Это лицемерие, потому что в действительности тезис должен звучать так: «Я хочу, чтобы ты подтвердил своё подчинённое положение по отношению ко мне. Согласись, что я имею право контролировать твой круг общения». При этом совершенно не важно, является ли такое стремление следствием дурного расположения духа, идёт ли речь о поиске вариантов развлечения или же всё это продиктовано потребностью в самоутверждении. В любом случае при столкновении с ультиматумом: «Выбирай, с кем будешь водиться, со мной или с Машей!» — я лично однозначно делаю выбор в пользу Маши. Потому что кто такая Маша и на что она способна — это в каждом конкретном случае вопрос индивидуальный, а вот человек, который исподтишка претендует называться чьим-либо хозяином, — это в любом случае довольно безответственное существо, и подчиняющийся ему окажется в результате виновным за всё: и за собственные косяки, и за косяки «хозяина». Ответственные люди подходят к проблеме передачи полномочий иначе и с другой дистанции.

2. «Не смейте коверкать имена и юзернеймы симпатичных мне людей! Кстати, я сам волен коверкать любые имена и юзернеймы независимо от того, симпатичны кому-то их носители или нет. Достаточно того, что я лично считаю этих носителей несимпатичными». Тут как бы сразу две проблемы встают. Первая — это проблема двойных стандартов, и с ней всё ясно. А вот вторая куда интересней, и она имеет своей причиной трусость. О трусости много писала Ролинг, причём, пока не начала противоречить самой себе, писала вполне внятно и последовательно (тема страха перед именем). Единственно, о чём она не упомянула (а стоило бы), — это о том, что страх перед именем, отражающий страх перед личностью, есть не что иное, как маска юродивого, скомороха или подростка, то есть человека, чья ответственность, как и ответственность лакеев, традиционно ограничивается социальным статусом и которого поэтому «за базар» могут максимум выпороть, но не убить. Он не опасен.

К чему это я?

Когда-то я обещала графоманам лекцию об эвфемизмах и штампах. Лекцию я так и не написала, ограничившись её квинтэссенцией, но сейчас могу сказать, почему не написала. Потому что люди, которые привыкли к деятельным и активным безответственности и трусости (а таких среди графоманов табуны), не смогут применить на практике положение, согласно которому каждая вещь должна называться соответствующим именем, а каждое действие — соответствующим глаголом. Если человек боится какого-либо предмета или действия, или если он боится, что его заподозрят в пристрастии к этому предмету или действию, он будет всеми силами стараться не называть этот предмет или это действие прямо, и противостоять этому я лично не в силах: некоторые табу разрушаются только профессиональными психотерапевтами. А если учесть, что подавляющее большинство людей с высшим образованием больше всего боится самих себя и собственных желаний и менее всего склонно нести ответственность не только за свои поступки, но даже и за свои предпочтения, становится ясно, что подавляющее большинство книг, которые сегодня издаются, — это расширенные эвфемизмы, в которых в завуалированной форме выражена только одна мысль: «Это я, имярек». Тут примечание жирным шрифтом: автор присутствует в любой книге, и даже Марк Твен с О’Генри не исключения. Но только в наше время мы столкнулись с феноменом, когда, кроме авторов, в книгах не содержится ничего.

Понятно, что как бы виртуозно ты ни владел эзоповым языком, но если ты задался целью назвать предмет или действие косвенно, ты ни за что не назовёшь его прямо, а значит, у читателя всегда останется возможность понять тебя не так, как тебе хочется. Но ведь хочется, чтобы поняли именно так, как хочется, да? Вот тут-то и кроется причина вечной неудовлетворённости нынешних авторов своей работой, вечных их претензий к читателям за то, что «не тем местом прочли», и вечного же стремления умножать скорби своей головы количество авторских листов в произведениях. Как бы многословен ни был эвфемизм, его всегда будет мало и он никогда не окажется удовлетворительным.

Вопрос: «Если хочется быть понятым прямо, зачем же говорить косвенно?» — имеет ответ. Затем, что понять прямо должны не все, а только те, кому ты нравишься или можешь понравиться. Остальные не должны понять, что это ты. Остальные пусть думают, что критикуют не тебя, а твою книгу. Книга из продукта творчества превратилась в щит — вот это меня очень печалит.

Самое, казалось бы, парадоксальное, что это произошло как раз в то время, когда есть все возможности говорить о себе прямо и во всеуслышанье. Блоги — отличнейшая площадка для того, чтобы делиться своими мыслями, переживаниями, комплексами, проблемами и даже фантазиями, не страшась критики и не стыдясь своих индивидуальных свойств. Но люди не пользуются этой возможностью по назначению! Парадокс при ближайшем рассмотрении исчезает. Проблема не в инертности людей и не в том, что они не видят этой возможности, и даже не в том, что они боятся попасть со всеми своими недостатками на язычок кому-нибудь, вроде меня. Люди не настолько инертны, насколько это кажется. И не настолько слепы. А такие, как я, не трогают тех, кто пишет о себе правду. Проблема в том, что блог не позволяет романтизировать себя до такой же степени, до какой позволяет это художественное произведение. Правда воистину колет глаза, а в повествовании от собственного лица (не путать с первым) правда вылезет неизбежно, пусть даже частью. Иными словами, изготовление художественной прозы — это в настоящее время способ скрыть себя от себя самого. Так что парадокс есть, но не там, и он куда интересней, чем кажется. Он не в том, что люди не пользуются открывшейся возможностью. Он (см. предыдущий абзац) в том, что авторы произведений априори относят себя не к тем, кому они сами могут понравиться, а к другой группе — к группе всех остальных, то есть тех, кто будет критиковать.

Парадокс этот воистину колоссальный, и заканчивается он, как и всякий коллапс, полным уничтожением системы. В данном случае имеется в виду система личности, естественно. Тот, кто начинал писать ещё более или менее как мыслящее существо, с годами утрачивает образ и приобретает сходство с образиной. Ничего удивительного: когда у внутреннего критика не остаётся возможности работать, он деградирует. А возможности у него не остаётся, потому что для него срабатывает тот же ограничитель, что и для любого критика: «Это не я, это моя книга». Внутренний критик должен быть изначально очень настырен и проворен, чтобы разглядеть под этой маленькой вывеской огромную жирную ложь. Надо ли говорить, что таких внутренних критиков исчезающе мало? И надо ли удивляться, что две модели поведения, описанные мною в начале постинга, встречаются чем дальше, чем чаще?

14 комментариев:

Анонимный комментирует...

> что страх перед именем, отражающий страх перед личностью, есть не что иное, как маска юродивого, скомороха или подростка, то есть человека, чья ответственность, как и ответственность лакеев, традиционно ограничивается социальным статусом

Почему?

Schisma комментирует...

Почему что? Если можно, чуть конкретней. Просто вы привели цитату, к которой можно задать не то три, не то четыре вопроса "почему".

Анонимный комментирует...

Sorry.
Порежем цитату так: почему "страх перед именем - маска человека чья ответственность ограничивается социальным статусом"?
Кстати, вы не в курсе, как раньше на самом деле медведя звали?

Schisma комментирует...

На самом деле медведя, насколько я знаю, так и звали, "медведь". "Хозяин" -- это именно эвфемизм. Если, конечно, вы "хозяина" имеете в виду. Возможно, было какое-то слово древнее "медведя", но мне оно неизвестно.

По поводу первого вопроса. Маска -- потому что страшно в действительности не само имя, а носитель имени. Маска человека, чья ответственность ограничена социальным статусом, -- это как бы её аксиоматическая суть, я не знаю, как это доказать. Для меня это просто очевидно. Кстати, и в некоторых священных книгах это нашло отражение -- в виде табу на произнесение имени бога (у иудеев, например, и ещё у кого-то, уже не помню). Тут дело не в том, что бога можно оскорбить, сказав "бог" (бога по определению оскорбить нельзя), а в том, что человек по сравнению с богом -- существо с ограниченной ответственностью и на этом основании как бы недостоин вступать с богом в диалог на равных. Соответственно, признавая свою ущербность по сравнению с богом, человек в случае чего приобретает своего рода вассальное право просить о помиловании. Равный такого права лишён, потому что подобная просьба немедленно поставит его в подчинённое положение и тем самым он утратит статус равного. Соответственно, признавая своё неравенство вот таким образом, человек заранее ограждает себя от нежелательной реакции сильного. Гарантий, конечно, никаких, но шанс уберечься появляется.
Как-то так.

Анонимный комментирует...

Нет, я не е имел в виду "хозяин". Я, именно что, слышал, что славяне его до "медведя" как-то по-другому звали. Пример был к тому, что я сначала не понял, что общего между эвфемизмами и социальным статусом (медведь-то как раз не "выпорет").
Теперь, кажется, дошло: общее было между статусом и маской паяца, то есть дело не в том что чужое имя заменяют, а в том, чем его заменяют.
А может это магия такая? Слово "редикулус" в исполнении "некоторых не всех"?

Анонимный комментирует...

Короткий поток сознания по мотивам вашего поста.

Schisma комментирует...

Я, именно что, слышал, что славяне его до "медведя" как-то по-другому звали.

Никогда не слышала о таком, но если встречу, то обязательно напишу. В любом случае спасибо за информацию.

дело не в том что чужое имя заменяют, а в том, чем его заменяют

Да, так.
И это, безусловно, вполне себе бытовая магия -- как раз в том виде, в каком она, скорее всего, существовала в глубокой древности. Эмоциональные интонации меняются, но по сути магия и есть.

по мотивам вашего поста

А я на ваш журнал подписана. :)
Если же по существу, то вот с этой мыслью не могу согласиться:

Наверное, все, кто сегодня хочет самовыражаться и не боится последствий, идет в музыканты - хотя бы в гаражные рокеры. А остальные - пополняют ряды "молодых талантливых авторов".

Проблема в том, что у музыкантов своя засада -- им критически необходимо чётко разделять своё и конъюнктурное (или просто модное). Русский рок, строем ломанувшийся в РПЦ, тому живой пример. Чем он был в конце восьмидесятых и во что выродился сейчас. Справедливости ради, он музыкой и тогда-то не был. Ни музыкой, ни шоу. Но тогда у него была подкупающая с потрохами искренность (а когда человек говорит искренне, совершенно не важно становится, поёт он, пляшет, в дуду дудит или прозой изъясняется; и, кстати, если вы читали мои грелочные и прочие топталки, то, возможно, помните, что именно за искренность я готова была простить даже самые чудовищные косяки), а сейчас и её не стало.

Вообще же, лирическая поэзия куда бескомпромисснее, чем проза или поэзия эпическая. В эпике и прозе можно приукрасить, умолчать, перевести стрелки и т.п. В лирике никаких этих лазеек нет: если ты задался целью говорить о чувствах, будь готов к тому, что у тебя получится либо шоу со стриптизом, либо ноль без палки.

Кстати, некоторое дневниковое творчество можно бы с полным правом называть лирической прозой. На прозу, посвящённую переживаниям автора, действуют такие же точно законы, как и на традиционную лирику. И, как в традиционной лирике, есть множество дневников, авторы которых пишут о своих переживаниях, но только единицы пишут о них так, что им веришь и хочешь их слушать снова и снова. Из всех, что я читала, могу назвать только двух -- asia-datnova и osanova.

Возможно, именно поэтому подавляющее большинство блогов (а в особенности популярных) носят не лирический, а публицистический характер.

Анонимный комментирует...

По тырнетам кочует текст с инфой о том что медведь-де раньше звался "бер" - как сейчас у саксов. Но инфа без ссылок, так что сомнительно.

>вот с этой мыслью не могу согласиться:

Ну может не все, может кто-то остался в ЖЖ писать. :)

>у музыкантов своя засада -- им критически необходимо чётко разделять своё и конъюнктурное
Да есть такая засада. Я о ней помнил, но когда писал, вывел тех, кто не разделяет, за скобки. Они ведь не самовыражаются - в отличие от героя поста и таких как он.

Насчет лирики вы, конечно же, правы. Пожалуй, большинство текстов у наиболее выразительных музыкантов-авторов - как раз лирика (я далек от поэзии вне музыки, поэтому о своем). Вот только выражение "шоу со стриптизом" - не думаю что оно удачно в контексте самовыражения (хотя я его часто слышу; на нашем MTV даже придумали производное: "Seelenstriptease").

>Возможно, именно поэтому подавляющее большинство блогов (а в особенности популярных) носят не лирический, а публицистический характер.
Думаю все-таки, среди блоггеров есть не пустое множество тех, кто свято уверен, что его (мой, ваш, вообще чей-либо) внутренний мир интересует исключительно патологоанатомов. Или, как пел один мой земляк: "Мне (ей, вам, всем) насрать на мое лицо." Они и пишут о чем-то более интересном, чем они сами. В пределе: блог из записей типа "Зацените чо нашол" [а хреф = линк]. и no comments :)

Schisma комментирует...

По тырнетам кочует текст с инфой о том что медведь-де раньше звался "бер"

Кажется, я что-то такое видела, но тоже без источников. Думаю, это одно из маленьких последствий популярности расовой теории. Возможно, какая-то попытка дополнительно облагородить нашу древность.

выражение "шоу со стриптизом" - не думаю что оно удачно в контексте самовыражения

Не, даже если самовыражение будет предельно аккуратным, меньше, чем лёгкой обнажёнкой с рейтингом "14+" оно всё равно не станет. :D Тут проблема в том, что в самой концепции самовыражения заложено вынесение вовне то, что в норме предназначено сугубо для внутреннего использования. Иначе опять же получится публицистика.

Думаю все-таки, среди блоггеров есть не пустое множество тех, кто свято уверен, что... внутренний мир интересует исключительно патологоанатомов.

Sorry, этих уже я вынесла за скобки. :D

Анонимный комментирует...

>Не, даже если самовыражение будет предельно аккуратным, меньше, чем лёгкой обнажёнкой с рейтингом "14+" оно всё равно не станет. :D Тут проблема в том, что в самой концепции самовыражения заложено вынесение вовне то, что в норме предназначено сугубо для внутреннего использования. Иначе опять же получится публицистика.

Да это-то все понятно. Я о другом. Стриптиз-шоу - особенно профессиональное - имеет мало общего с самовыражением. У него совсем другие цели, и исполняется оно совсем с другим настроем.
Вот, к примеру, то слово - Seelenstriptease - было сказано (на нашем MTV) про Эминема. У него репертуар такой: "про меня, про, маму, опять про меня, про жену-суку, снова про меня, про дочу, обратно про меня". А сам интервью дает - и видим этого мальчика, который со своей Восьмой Мили так и не уехал. И смотрит он на нас исподлобья и думает себе: "придется этому морду бить или нет?". У него это на лице написано.
Не, не похож он на стриптизершу.
Когда писал пост про Placebo, у меня эта фраза, насчет стриптиза, тоже в башке вертелась. Но по здравому размышлению решил обойтись без.

Schisma комментирует...

Э... Мы, видимо, совсем запутались в терминологии. Судя по вашей предыдущей реплике, Эминем -- это то, что стоит вынести за скобки. :) С другой стороны, и я не имела в виду стриптиз в бордельном значении.

Предлагаю остановиться на том, что мы пришли к консенсусу на интуитивном уровне и поленились искать его на уровне логическом. :))

Анонимный комментирует...

>Судя по вашей предыдущей реплике, Эминем -- это то, что стоит вынести за скобки. :)
Нет, Эминем как раз не конюнктурщик - см. х/ф "8 mile" (впрочем это уже совсем оффроп, sorry)
>Предлагаю остановиться на том, что мы пришли к консенсусу на интуитивном уровне и поленились искать его на уровне логическом. :))
OK

Анонимный комментирует...

Про медведя :о)

"Медведь" - это как раз общепризнанный историками эвфемизм, "тот, кто ведает мёд".
Был и ряд других эвфемизмов для медведя - тот же "хозяин", если не ошибаюсь, "лесная ягода" и т.п.
Цель этого переименования, как считается, была в том, чтобы уберечься, обезопасить себя от самого сильного обитателя леса.
То есть, одно дело - взять рогатину и пойти на охоту, и совсем другое - встретить его просто так, осбенно шатуна или людоеда.
Дальше обычная магия имени, где назвать по имени = позвать.
Эти заместительные эвфемизмы применялись настолько широко, что в итоге как медведь назывался на самом деле - сейчас точно не известно.
Что касается "бер" - то это, насколько я понимаю, гиптеза от "берлога", то есть, "логово бера".

Schisma комментирует...

2 sanchos-f

Спасибо.

"Медведь" - это как раз общепризнанный историками эвфемизм, "тот, кто ведает мёд".

Ровно в той же степени, в какой эвфемизмы и "Ярослав", и "Владимир", и прочие имена собственные. Я могу, конечно, в случае с медведем ошибаться, но в общем случае называть имя эвфемизмом только на том основании, что оно имеет вполне определённое значение, нельзя. Тут, словом, более веские аргументы нужны.

И вот, когда мы подходим к аргументам, мы замечаем, что именно медведя избегают называть медведем в фольклоре: "Миша", "Мишка", "Потапыч", "хозяин", "пчелино горе" -- это всегда пожалуйста, а вот собственно "медведь" довольно редко попадается, в отличие от названий других животных, которые, даже если к ним добавляются имена собственные ("Патрикеевна"), почти непременно звучат прямо -- "лиса", "волк" и т.п.

Но тут я не настаиваю, поскольку держу в голове вариант "вложенной" эвфимизации: сначала словом "медведь", к примеру, заменили изначальное имя, а потом, когда первый эвфемизм приобрёл значение имени собственного, и его заменили на последующие.

В данном случае всё указывает на то, что слово "медведь" более табуировано в народной речи, чем любой из эпитетов медведя. Из этого я, собственно, и исхожу.

Цель этого переименования, как считается, была в том, чтобы уберечься, обезопасить себя от самого сильного обитателя леса.

Это как в случае с любым эвфемизмом.

Дальше обычная магия имени, где назвать по имени = позвать.

Ага, точно, спасибо. Это как раз то, что я должна была сформулировать чуть выше сама, но почему-то даже не потрудилась. Действительно, назвать по имени = позвать, отсюда же и такие расхожие вещи, как "накликать", "помянуть всуе" и т.п.

Что касается "бер" - то это, насколько я понимаю, гиптеза от "берлога", то есть, "логово бера".

Да, вполне может быть.

Отправить комментарий