«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем... Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться».

Мартин Нимёллер. «Когда они пришли…»

3 октября 2008 г.

Ассоциации: очередной раунд

Вспомнила, что за мной ещё со времён ЖЖ остался должок: я обещала трём жжузерам ассоциации. Думаю, что вот эти досужие полчаса окажутся вполне содержательно заняты, если я этот должок отдам.

От rabastanka:

метель

Это одно из двух, что заставляет меня чувствовать ностальгию по средней полосе России. Второе (подать сюда дежурный платочек!) — берёзы. Нет, я не шучу, я серьёзна, как ядерная война. Только прожив несколько лет в Крыму, я поняла, что образ русской берёзы положен в основу ностальгического канона совсем не потому, что берёза — штамп. Просто скучаешь именно по ним, по берёзам, причём скучаешь вполне отчётливо. Я не знаю, как это объяснить, но у меня, как всегда, есть гипотеза. Эта тоска связана с привычкой к освещению определённого рода: на юге всё и всегда освещает солнце, пасмурные дни здесь редки, а вот в средней полосе и на севере России функции солнца очень часто принимает на себя берёза. И человека, привыкшего к «берёзовому» свету, обилие света солнечного поначалу невероятно утомляет (невероятно, без преувеличения: это вам не месяц на курорте, это примерно одиннадцать месяцев в году в общей сложности — разница огромна). С другой стороны, пасмурные дни на юге воспринимаются более остро и депрессивно, чем на севере: глазу просто не на чем отдыхать от сумрака. В общем, ребятки, собирающиеся валить насовсем из «этой дебильной Рашки», говорю вам, как краевед: если освещение играет в вашей жизни большую роль, а вы собрались в край, где русские берёзы не водятся, будьте готовы к тому, что уже через полтора-два года эмигрантского существования вы, возможно, с удивлением откроете для себя ностальгию по берёзам. И доктора вам едва ли помогут, потому что это настройка очень глубокого, едва ли не генетического уровня, туда ещё не докопались.

Я, вообще, о чём? А, ну да, я о метелях.

Так вот, отсутствие метелей (и вообще снега) — это второе, что вас неприятно поразит уже в первую зиму. Потому что зима на юге — это пиздец. Нет, «пиздец» не ругательство в данном случае, я просто не знаю другого слова, которое столь же точно ложилось бы на заданный контекст. Бесснежная зима у моря выглядит так: каждое (каждое, каждое, даже если местные жители утверждают, что не каждое) утро над почти безоблачным небом встаёт солнце. Зелени на деревьях нет, если только это не кипарисы какие-нибудь (но о кипарисах ниже), однако и до конца листва, скотина, тоже облетает не сразу, а остаётся когда до конца декабря, а когда и до начала февраля этаким серо-буро-малиновым компотом (особенно на тополях и каштанах, кои тут в изобилии. Кора у тополей и каштанов, кстати, серого цвета, если вы не в курсе, — это отдельный шарман). То же самое на земле: кругом пожухлая трава. То есть месяцев пять тут стоит вот такой недооктябрь, и глазу отдохнуть не на чем, потому что свежие краски присутствуют только в море и только в пасмурную погоду, потому что на солнце оно отливает… правильно, солнечным светом. Солнечного света тут хоть залейся, он кругом. Но радости от него мало, потому что освещает он такой пезаж, что впору удавиться. При этом не подумайте, что на дворе тепло, хрена там. На дворе порой собачий холод, впрочем, всё зависит от силы и направления ветра. Если повезёт, задует с моря — тогда будет весело, тогда будут град и шторм, и море станет разноцветным. Если будет ураган, то будет и кирдык набережной тоже — это ещё веселей, это потом полгода обсуждается как событие. Ураган, правда, будет скорее всего не зимой, а весной или осенью. Но град зимой будет обязательно.

В январе и феврале случится чудо: время от времени будет выпадать снег. Что такое «снег», вам тут объяснит «каждая задрипанная лошадь»: видели на рассвете рваный наст на траве? Что, не видели? Спали? А это он и был. Если вам повезло застать его до восхода солнца, обязательно полюбуйтесь на эту картину и хорошенько запомните её, потому что после восхода солнца ничего этого вы уже не увидите: тутошнему солнцу мороз похуй в буквальном смысле слова. Нет, вы лично в дублёнке не запаритесь, не надейтесь. Кстати, знаете, откуда этот «снег» взялся? См. окончание предыдущего абзаца: вечером или ночью был град. Даже если из окна он выглядел как просто снег, это всё равно был град (серьёзно, он был жёсткий, как наждак, а что падал плавно, так это в связи с небольшой силой ветра).

В феврале, когда температура на несколько дней опускается (ух ты!) ниже нуля (порой — нифига ж себе! — аж до минус десяти-двенадцати градусов), чудо держится круглые сутки (в отдельных случаях неделю, а то и больше). Тогда вы сталкиваетесь с феноменом под названием «кипарисы в снегу» («в снегу» читать как «под тонким слоем твёрдого наста»). Я не понимаю, почему Сальвадор Дали не написал ни одного такого кипариса — это самое сюрреалистическое зрелище, какое я когда-либо видела.

Заснеженные вершины гор — это тоже эндемичная экзотика, отчётливо выделяющаяся на фоне общего пейзажа. Снег в горах, кстати, лежит до начала июня, а то и дольше.

Но мы о метелях. Так вот, о метелях забудьте, их тут просто не бывает. Нет, можно, конечно, назвать метелью всё тот же град (тем более, что по скорости ветра одно с другим, как правило, вполне сопоставимо), но для этого надо не знать, что такое настоящая метель, а у меня родина — Москва и Подмосковье, и я не могу этого не знать. Так что метель (хоть лесная, хоть городская, хоть в печной трубе, в антураже из глинтвейна и живого огня) — это основное, чего мне тут не хватает каждую зиму. И навещать родителей-москвичей я поэтому стараюсь именно зимой.

взаимопомощь

Я не знаю, что это такое и не люблю об этом рассуждать. Я понимаю, что значит просто помощь: это когда ко мне обратились за жалостью и состраданием под видом просьбы о помощи, а я… правильно, начала, как баран, вправлять мозги и давать советы по решению проблемы, оставляя обратившегося как без жалости, так и без сострадания.

Хотя некоторые утверждают, что я им в чём-то когда-то действительно помогла. Меня такие заявления всегда ставят в тупик, потому что когда я что-то делаю, я меньше всего думаю о том, помогаю я кому-нибудь или не помогаю. Для меня слово «помоги» всегда означает, что есть задача, требующая решения. Если я берусь решать задачу, она автоматически становится моей — и где тут помощь? Мама долго приучала меня отвечать на благодарность «Пожалуйста» вместо «Не за что»: дескать «Не за что» звучит пренебрежительно и заставляет человека, принявшего помощь, чувствовать себя идиотом, который оказался не в состоянии справиться с проблемой, элементарной настолько, что разрешивший её даже не видит повода для признательности. Мораль я поняла, но научиться говорить правильно так и не смогла. То есть на письме я ещё стараюсь туда-сюда контролировать такие вещи, но в устной речи у меня обычно не получается.

Сама обращаться за помощью не люблю, не умею да и необходимости такой не испытываю. Степень автономности человека (любого, не только меня) очень высока, и я не могу представить ситуацию, которая сделала бы кого-то (и меня в том числе) по-настоящему беспомощным в условиях целостности физического тела и здравия рассудка (понятно, что больному, калеке или умалишённому помощь требуется, но это уже экстрим, порой очень форс-мажорный). Правда, иногда мне, как и всякому человеку, требуется утешение или сочувствие. В таких случаях я иду к любимому мужчине и прямо говорю, что вот прямо сейчас буду ныть, потому что я маленькая и слабая, а они все ишь. Или что мне плохо и нужна жилетка. Это очень способствует укреплению взаимопонимания, которое, в отличие от взаимопомощи, вполне мною осмыслено.

Можно, конечно, подогнать под слово «взаимопомощь» ситуацию коллективной работы, когда от результатов деятельности одного зависит и общий результат. Но и тут, по-моему, слово «взаимопомощь» избыточно, потому как помогают-то, в конечном счёте, себе самим.

глас народа

Инструмент, как и всё в этом мире.

бодрый

Мне не нравится это слово применительно к людям. Поэтому в положительном значении я бы это слово употребила по отношению к старику, который мне скорее неприятен, но вызывает определённое восхищение, а в отрицательном — по отношению к молодому человеку, который, кроме как своей бодростью, больше ничем не примечателен.

Но если речь идёт о неживой материи или о действии, тогда слово становится просто нейтральным («бодрой рысцой», «морозец бодрит», «течение такое бодренькое» и т.п.) — никаких ассоциаций вне контекста.

находить

Скорее либо «искать», либо «натыкаться». «Искать», когда есть цель, и «натыкаться», когда цели нет или ищешь совсем другое.

Сюда же примыкают слова: «лазить» (желательно с уточнением «везде»), «шариться» (где-то конкретно), а также «шляться» или «околачиваться» (без видимой окружающим цели).

Когда мне удаётся хорошо везде полазить, я обязательно на что-нибудь натыкаюсь. Мне нравится показывать найденное всем подряд и рассказывать об этой находке тысячу самых разных вещей. Как правило, это всегда морской рундучок, в котором непременно надо пошариться: там обязательно что-нибудь лежит. Обнаруженное содержимое следует изучить и осмыслить (и, натурально, всем всё о нём рассказать). Если рундучок не открывается (или если мне его только издали показали, не дав пошариться), я начинаю думать, что там может лежать. Если мне покажется, что там лежит нечто интересное, я буду всеми правдами и неправдами стремиться к тому, чтобы всё-таки залезть внутрь и посмотреть, насколько я была права в своих предположениях. Для этого мне, разумеется, придётся очень долго шляться и околачиваться вокруг рундучка. Раньше или позже я улучу момент, загляну в него и всё-таки там пошарюсь.

Примерно так. Добавить к сказанному можно только то, что в связи с этим я терпеть не могу, когда от меня что-то специально прячут (если, конечно, речь не идёт о сюрпризе к празднику). Особенно ненавижу, когда прячут информацию. Я ведь всё равно найду, если мне втемяшится, — так какой смысл скрывать?

От arstmas:

Япония

Чисто ради удовлетворения любопытства съездила бы, но, вообще, это не та страна, где я хотела бы побывать. Романский Запад, Скандинавия, буддистская Азия и Южная Америка — да, а Япония — это что-то очень от меня далёкое.

кошки

У нас очень много общего. В частности, манера везде лазить, на что-нибудь натыкаться и со всех сторон обнюхивать, а потом рассказывать о находке всем подряд — это стопроцентно кошачья повадка.

А ещё я очень естественно мяукаю, честно. Когда у нас был кот, я с ним иногда перемяукивалась. Зверь, натурально, ошалевал.

Ещё люблю найти самый уютный угол и устроить там «гнездо», особенно когда плохо себя чувствую. Вообще, люблю тепло и идеальную чистоту… правда, только в теории: на практике окна заклеить и порядок навести, как правило, недосуг. Так что безнадёжно мечтаю о горничной… заводить которую опять же всё недосуг, потому что надо успеть везде полазить.

ритуал

Тоска зелёная этот ваш ритуал.

маяк

Никаких романтических ассоциаций, сугубая утилитарщина. Просто удобный инструмент навигации, и всё.

правда

Лучший способ нажить себе миллион врагов, оставаясь в ладах с собой.

От lady_nb:

письмо

Так получилось, что слово было получено года три с половиной или даже четыре назад, а я всё думала над ним, потому что оно само ну очень многозначное, а связанные с ним ассоциации наводят на такую кучу размышлений, что тут впору эпопею писать. Тем не менее, я, сцуко, упорная, и таки попробую изложить выводы, к которым пришла, по возможности коротко.

Я не люблю писать письма. А с тех пор, как у людей появилась возможность вести блоги и обмениваться комментариями, вообще не нахожу в письмах ничего привлекательного. Это если брать «письмо» в объектном значении.

Если мы говорим о письме как о процессе, то есть о начертании букв в определённой последовательности, — то получаем метафору системного анализа.

Есть ещё и третье значение слова «письмо» — это уже лично мой заскок, и он касается способа обработки мною информации. Дело в том, что когда я думаю, я как бы пишу, только не словами, а… назовём это мыслеблоками — образами или знаками, которые возникают сами по себе и как бы мгновенно связываются с единственно возможным в данном контексте набором известных мне письменных символов (не знаю, как это сказать более внятно). Подсознание как-то само понимает, с каким единственно возможным набором связать определённый мыслеблок, я только успеваю отслеживать эти связи. Происходит это так: оно (подсознание) как бы показывает мне мыслеблок и подпись к нему. При этом мыслеблок чётко осознаётся, а подпись так и висит на краю подсознания, я только успеваю понять, что она есть (прочесть и вдуматься в неё не успеваю). Тем не менее, я каким-то образом запоминаю связь именно этого мыслеблока с именно этой подписью (что характерно, навсегда; и если подпись нечаянно окажется длиной в полтора километра убористым почерком, ничего страшного, я и такую связь запомню без проблем). Если спустя какое-то время мне требуется изложить всё некогда обдуманное на бумаге или в цифре, я вызываю в памяти предъявленный мне подсознанием соответствующий мыслеблок, после чего моментально реконструирую исходную подпись. Естественно, она окажется корява, взъерошена и лохмата, так что я её обязательно прилижу, приглажу и причешу, но это будет уже косметическая работа.

Пожалуй, правильнее всего было бы сравнить эту манеру думать с телепортацией: рождённые где-то глубоко в подсознании слова «считываются» сознанием как цепочка мыслеблоков, и потом я в любой момент могу «перевести» эти мыслеблоки обратно в слова.

Тут, кстати, можно выстроить целую теорию о том, что такое телепортация и как ею овладеть, основываясь на механизмах работы головного мозга отдельного взятого блоггера. Но тут я, пожалуй, прекращу дозволенные речи и углублюсь в себя, ибо, к несчастью, эта теория ни разу не научна да ещё и апеллирует к тому, что материя является даже не воплощением, а просто символом идеи (что в наш безумный век ересь и вообще моветон).

Кому накидать слов для ассоциаций?

Boomp3.com


4 комментария:

Анонимный комментирует...

Стоило подождать :)

Спасибо!

Schisma комментирует...

Это вам за тему спасибо. :))

Анонимный комментирует...

> совсем не потому, что берёза — штамп.
За просто так в штампы не зачислят. :)
Смешно, но я за собой стал замечать берёзофилию после того, как увидел отрывок из "Доктора Живаго", который с Омаром Шарифом. Тот, где берёзы с жёлтыми нарциссами. Да, оно, с одной стороны сочетание это вроде убило и берёзы и нарциссы, но с другой -- что-то мощное ,таки, осталось. :)

:D "Правда - это всякая дурь, в которую верит ваш сосед..."

Долго фтыкал в "третье значение слова письмо". Матерно ругался, таким образом, вероятно, выражая своё неподдельное восхищение.

Даа. Когда поменяется настроение, и если предложение останется в силе, попрошу добавки. :)

Schisma комментирует...

2 arstmas

За просто так в штампы не зачислят. :)

Я думала раньше, что в случае с берёзой играет роль её уникальность. Потому что, говорят, даже канадские на наши не похожи.

Когда поменяется настроение, и если предложение останется в силе, попрошу добавки. :)

Останется, конечно. :)

Отправить комментарий