«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем... Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться».

Мартин Нимёллер. «Когда они пришли…»

20 сентября 2011 г.

Чили: день пятый

(Должен бы быть шестой, по идее, но мы в воскресенье так здорово отдохнули, что я уже в 11 вечера дрыхла без задних ног.)

Этот постинг будет немножко не столько о Чили, сколько вот так как-то в целом. Тем не менее он всё-таки о Чили… и, пожалуй, даже в большей степени, чем может показаться.

Наша (то есть «северян») самая большая проблема в контексте познания Чили — это малое количество информации. При этом та информация, которую мы получаем, по преимуществу однобока и ограничивается в основном только текстом. Нет, видео есть, конечно, но его надо искать, а это значит, что те, кому не знаком испанский, имеют мало шансов найти что-то по-настоящему интересное.

Вообще, латиноамериканская информационная картина довольно забавна: страны, в которых установлен якобы диктаторский режим (Куба, Венесуэла), мы можем изучать с далёкого расстояния, потому что полемика лидеров этих стран с их противниками нам доступна почти в полном объёме. Мы можем прошерстить эти наши интернеты вдоль и поперёк буквально за пару-тройку дней и совершенно точно установить, по какому поводу и в какой конкретно форме выражали своё неудовольствие политикой Кубы и Венесуэлы, например, США, и что конкретно и в какие сроки этим самым, например, США ответили Фидель или Уго. А так же что они сказали в принципе по какому-нибудь поводу (например, по поводу Ливии). Фидель Кастро, допустим, ведёт блог (он нашими энтузиастами даже в ЖЖ транслируется), который переводится на многие языки прямо непосредственно на Кубе, и извлечь оттуда можно не только точку зрения Фиделя, но и уточнения по фактам, датам и тому подобному материалу. Уго же Чавес постоянно адресует свои выступления всем подряд, а не только венесуэльцам, в связи с чем найти эти выступления можно на любом абсолютно языке опять-таки в сжатые сроки.

Ситуация с Чили прямо противоположна: мы не имеем никакой информации об этой стране. Всё, чем мы располагаем, — это довольно скупые сообщения новостных агентств и записи из блогов русскоязычных чилийцев. Доходит до смешного: о том, что Мишель Бачелет в 2009 г. приезжала на Кубу, я лично узнала из блога Фиделя.

О чём это я, вообще?

Когда Бачелет пришла к власти, русскоязычная сочувствующая жежешечка очень обрадовалась и немедленно заявила о том, что Чили наконец-то начала «леветь» и «выздоравливать», на что я возразила: ничего подобного, вам приснилось, дорогие товарищи. Я не сомневалась, что дорогим товарищам это всё приснилось, однако же не могла взять в толк, откуда у меня такая информация. Теперь я знаю это совершенно точно: информация у меня из полного отсутствия информации.

Недавно, полемизируя о социализме, я столкнулась с неявным тезисом о том, что при социализме оказывается в загоне свобода слова (а при капитализме, надо думать, наоборот, оная свобода отнюдь не загнана). Так вот, утверждаю совершенно ответственно: ребята, вам тоже снится сладкий сон. Посмотрите на «диктаторские режимы» Венесуэлы и Кубы. Посмотрите на «демократическую» Чили. Ответьте честно: о какой стране вы с ходу, не шарясь в интернетах, сможете наговорить больше слов? Откуда взялись все эти ваши слова?

Я лично лучше всего ориентируюсь в том периоде истории Чили, который относится к «левацкому режиму» Альенде. Мне известна точка зрения сторонников Альенде и сторонников Пиночета. Мне известны их аргументы. Я могу сопоставлять и то, и другое на уровне фактов и, анализируя сумму этих фактов, могу думать своей головой. Но как только приходят известия из современной нам «демократической» Чили, у меня уходит из-под ног вся фактическая почва разом и остаётся только сотканная из воздуха интуитивная уверенность.

Рунет массово трактует Чили как туристическую страну, винодельческую страну, страну острова Пасхи, страну индейцев (при этом о том, что остров Пасхи долгое время служил тюрьмой и лепрозорием, знают единицы, а тот факт, что индейцев в Чили осталось хорошо, если процентов пять, да и то в сумме, похоже, вообще просто тупо игнорируется). Рунет массово щебечет об отмене визового режима между Россией и Чили. Рунет ничего не знает о том, что происходит в Чили на социальном и политическом уровнях, да и знать, строго говоря, не хочет. Правильно не хочет: хотеть можно только того, о чём известно. Если набрать в поисковой строке Яндекса «Чили статистика», вся первая страница будет испещрена статистикой футбольных матчей. Что, вообоще, кагбэ намекает.

Благо Олегу Ясинскому, он по мере возможности делится с рунетом интересными материалами о Чили, в том числе и такими, которые освещают альтернативные точки зрения (за что ему отдельное человеческое спасибо). Но вы представляете себе, что такое один трезвый русскоязычный обозреватель на всю страну? Это значит, что у большинства из нас нет возможности думать собственной головой. Потому что как бы прекрасен этот обозреватель ни был, большинство из нас всё равно окажется целиком под его влиянием, и его ошибка неизбежно станет ошибкой многих (и это совершенно не о том, что отсутствие обозревателей лучше, чем один обозреватель, это о том, что один-единственный ракурс нужно фильтровать тщательнее, нежели два, три и так далее).

Так вот, это был постинг о том, что самым верным критерием возвращения Чили к социализму станет поток информации социально-политического характера из Чили. До тех пор, пока мы этого потока не видим, ни о каком возвращении к социализму не может идти и речи. Социализм в мире доминирующего капитализма — это всегда и в первую очередь полемика, это война мнений. Если мы не слышим мнений, не видим полемики, значит, у нас есть все основания утверждать, что социализм в стране либо сугубо декларативный (то есть фиктивный, по сути), либо просто отсутствует.

Я думаю, что сегодня чилийские социалисты всё ещё разобщены и инертны, в противном случае среди них нашёлся бы по крайней мере один, чей голос мы слышали бы постоянно и о чьей судьбе узнавали бы не только из блогов русскоязычных чилийцев, но и из новостных лент.

Собственно, это к вопросу о том, что происходит в Чили сегодня. Ничего особенного не происходит. «Пишут». Ну, то есть всё впереди, надо думать.

ЗЫ. Понедельник — день тяжёлый, вторник тоже не лучше, так что с музыкой сегодня как-то не сложилось. Тем не менее, продолжение сле…

Комментариев нет:

Отправить комментарий