«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем... Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться».

Мартин Нимёллер. «Когда они пришли…»

21 ноября 2008 г.

О фатальных проблемах интимных отношений

Я прочла сегодня рассказ Веллера «Гуру», о котором меня когда-то давно спрашивал Мирослав (ссылка ведёт на постинг, вопрос в комментах). Мирослав тогда спросил, как я трактую отношения между учителем и учеником в упомянутом рассказе и не являются ли эти отношения разновидностью садомазохизма. Честно скажу, отношения были последним, что меня заинтересовало в этом рассказе, но вопрос Мирослава и попытка ответить на него подсказали тему, на которую давно уже пора выступить с чем-то вроде официального заявления. Но вначале всё-таки о «Гуру».

Мне кажется, что у учителя с учеником была любовь, причём вполне гармоничная: один отдаёт, другой получает. Ну, и по ушам тоже получает — это для принимающей стороны нормально, а в данном случае ещё и в рамках идиллии: мальчик, действительно, склонен к психическому мазохизму, в противном случае начал бы мыслить самостоятельно после первого же урока (и дальше отношения шли бы в другом русле). Вместо этого растянул удовольствие на полтора, что ли, года… да и то философию так и не просёк, а научился только технике (и, подозреваю, только потому, что понимал: если не научится, отношения прекратятся вообще). А учитель, действительно, склонен к психическому садизму (в противном случае запускал бы мыслительный механизм по-другому — не повелительно, с лейтмотивом «ты должен», а вопросительно). В результате обоих всё устраивало, и я больше чем уверена, что эти полтора года были едва ли не самыми счастливыми в жизни каждого из них (об этом косвенно свидетельствует тот факт, что контакты с другими учениками у учителя были, судя по всему, оборваны начисто, то есть прежние отношения не сложились, всё было весьма трагично).

На том я, пожалуй, и закончу с «Гуру» или, во всяком случае, оставлю его на некоторое время (может, когда-нибудь и напишу подробней, но, признаться, не вижу, о чём там можно говорить) и заведу телегу о той проблеме, о которой давно пора.

Некогда некая мамзель напрашивалась ко мне в ученицы. Настойчиво напрашивалась, в открытую и при этом проявляла редкое послушание и декларативную почти солдатскую дисциплинированность: чего ни скажешь — сразу под козырёк. Меня это насторожило, и в результате пары тупых тестов подтвердилось предположение о том, что девочка ищет не учителя, а партнёра для сессионных игр в БДСМ — человека, который, играя роль строгого, но любящего учителя, будет шлёпать капризную и своенравную её по заднице и кормить мороженым. И ладно бы просто искала (в конце концов, кто из нас не извращенец в том или ином виде?). Но она, панически стыдясь признаться в своих желаниях самой себе, выдавала поиск игрового партнёра за поиск натурального учителя. При этом она как бы априорно подразумевала, что натуральный учитель безо всяких объяснений примет роль игрушечного — и не просто роль, а единственно приятную для неё, — то есть телепатическим образом узнает обо всех табу, ограничениях и желаниях (и, как пить дать, начнёт интуитивно распознавать стоп-слово, которому, судя по всему, предполагалось каждый раз меняться в зависимости от контекста), в то время как сама она будет получать удовольствие.

С мамзелью мы после этого больше не общались, естественно (и хорошо ещё, что я вышла из отношений без потерь — в кои-то веки, — потому что мамзель, к счастью, не озаботилась добиться моей симпатии… Уникальный, кстати, случай, обычно моя симпатия выдаётся просто авансом и в норме только укрепляется, даже если внешне это выглядит как агрессия). Но дело не в этом. Пожаловавшись потолку на человеческую трусость и подлость, я зашла в интернет по новой, посмотрела налево… посмотрела направо…

Знаете, сколько я таких интересных зверушек насчитала за десять минут?

Четырнадцать штук оформившихся и ещё двоих со склонностью. Мальчики и девочки, кстати, примерно в равных пропорциях.

Впечатления от увиденного помню в подробностях до сих пор, потому что до сих же пор при одном воспоминании об этом меня, как и в первый раз, начинает очень ощутимо трясти от гнева, ненависти и запоздалого страха.

Ведь эта дура, она просто дура. И те четырнадцать с половиной дураков, они просто дураки. Им хочется острых ощущений в ненапряжных условиях вранья самим себе. А вы представляете, в какие последствия вляпалась бы я, прими на себя ответственность за эту мразоту? Я сама — представляю, причём в подробностях…

Честно скажу, у меня было огромное искушение затеять флирт с упомянутой мамзелью, а потом однажды «забыть» о БРД (благо, формально не звучало) и уложить её не под розги, а под гильотину. Причём публично. Куда я это искушение девала, лучше не спрашивайте.

Я чего хочу сказать? Каждый писатель — это в той или иной степени извращенец. Каждый, каждый, не лгите себе — все мы желаем странного. Не важно, в чём эти странности выражаются и насколько они странны объективно, главное, что они чрезмерно выходят за рамки нормы, с нашей личной точки зрения, — этого достаточно для того, чтобы считать особицей некоторые свои свойства, склонности, привычки и желания. Такие странности мы либо не афишируем, либо, напротив, выпячиваем как можно сильнее — тут уже роль играют такие вещи, как возраст, темперамент, культурный уровень и т.п.

Так вот… ребятки-мазохисты (вас тут есть? Не важно). Я, конечно, тоже извращенка. Но у меня другие глюки и заскоки, к БДСМ я отношения не имею — вообще никакого. Я довольно прилично ориентируюсь в этой субкультуре и в разновсяческих перипетиях её развития, включая основные дискуссии на отдельные темы — исключительно из любопытства, — что позволяет мне иногда пользоваться её плодами: вот, в частности, системой символов, которую я ещё к тому же и переосмысливаю по ходу. Я очень уважаю людей, которые играют в эти игры, — уважаю как клуб, потому что этот клуб, зная, что он целиком состоит из парий, тем не менее, ставит во главу угла порядочность и честность. Это офигенно высокий уровень культуры (в потенциале, во всяком случае), я серьёзно. Именно на этом основании я никогда не лезу к этим людям: то, что для них путь самопознания и метод развития, для меня не более, чем один из миллиона возможных контекстов. Они этого ищут и наслаждаются этим, я — воспринимаю либо как факт, либо как рабочую обязанность. В частности, если я кому-то надавала когда-то по мозгам, даже очень крепко, даже с прибаутками и смачно, то это не от склонности к садизму или, там, к какому-нибудь антуражному БД, а это оттого, что надавать по мозгам было просто правильнее всего, а чувство юмора и артистизм у меня рефлекторные.

Разница огромна.

Так вот, у меня к вам (если вы тут есть) большая просьба. Очень важная. Если я когда-нибудь снова открою графоманскую лавочку (а вероятность такая вполне существует), пожалуйста, не провоцируйте меня на БДСМные игры. Я восприму ваш флирт всерьёз — и вам потом будет в лучшем случае очень больно, а мне — в лучшем случае очень стыдно, потому что, с точки зрения игры, в которую вы меня втянете, я, как Топ, буду автоматически ответственна за все ваши состояния в процессе совместной работы, в том числе и за ваш возможный сабдроп с непредсказуемыми последствиями. Что такое сабдроп и чем опасны его последствия, вам расскажет Яндекс и куча народу с невесёлым опытом на самых разных форумах. А тот факт, что вы меня будете использовать «в тёмную» и я не почувствую этого вовремя, ответственности с меня, увы, не снимет, и вам, к сожалению, облегчения не принесёт.

Соответственно, очень рекомендую всем, кто хоть раз обращался ко мне с просьбой порвать его графомань в клочки (особенно тем, кто неоднократно обращался), интимные размышления на тему о своих пристрастиях и непреодолимых желаниях. Вполне возможно, вы не того искали, и литературное творчество (в том числе парная работа с критиком или учителем) для вас — это просто способ удовлетворения или сублимации нетривиальных желаний. Если так, тогда вам стоит чётко и осознанно установить, как и в чём проявляется ваш мазохистский или подобный ему «голод», и, если вы всё-таки хотите заниматься и литературой, и мазохизмом, постараться разделять эти два процесса или хотя бы совмещать их строго в текстах и в фантазиях, а не в реальной работе с живым человеком, который ваших пристрастий не разделяет.

Ничего унизительного, скверного и даже просто предосудительного в ваших желаниях, когда они осознаны и приняты вами самими, нет. Оскверняют ложь и трусость. А то, что рождает по непонятным науке причинам ваше подсознание, — это не зависящие от вашей сознательной воли факты, и их надо просто учитывать.

Нет, афишировать совершенно не обязательно. Достаточно будет, если вы узнаете о себе сами.

Да, обсуждать эту тему, в том числе открыто, я вполне готова, и те, кого это интересует, могут со мной просто говорить — точно так же, как и обо всём остальном, без каких-то там специальных интриг и уловок.

Я буду вам очень признательна в обоих случаях.


4 комментария:

teletz комментирует...

М-да...
Теперь я стал усиленно думать - в какой области я извращенец, если уж руки у меня тянутся к клавиатуре...
Видимо, Марк Твен подразумевал именно такую сторону писательства, когда советовал родителем нещадно драть детей, буде они заметят у потомства тягу к перу и бумаге :).
Кстати, я много читал о графоманах и графоманстве (в том числе - и в вашем блоге), и вынес из всего написанного практически одну ценную мысль - прежде, чем опубликовывать свою нетленку, паче того - отдать ее на растерзание критику, надо, в первую голову, перечитать свой опус самому раз этак пять, желательно с большими перерывами. По-моему, именно этого графоманам и не хватает - терепения. Остальное - наживное.

Schisma комментирует...

Ой, вот чего не знаю, так это того, что там имел в виду Марк Твен. :))

Теперь я стал усиленно думать - в какой области я извращенец, если уж руки у меня тянутся к клавиатуре...

Да, я в своё время тоже много чего интересного о себе узнала.

перечитать свой опус самому раз этак пять, желательно с большими перерывами

Однозначно.

По-моему, именно этого графоманам и не хватает - терепения.

Там всем своего не хватает. Кому-то, действительно, терпения. Кому-то даже и элементарного знания о том, что нужно терпение. Но очень часто не хватает именно "пажопе и наручки". Однако в моём случае пажопе -- это всегда пожалуйста, а вот наручки в комплект уже не входит. Дальше у человека, настроившегося на "экшен", возникает когнитивный диссонанс. Оп-ля -- и вот вам, получите, классическая БДСМная разборка на тему "Топ неБРДшный". В результате цирк с конями удался, а мне, естественно, не до смеху. Хотя, конечно, ржу, куда деваться-то...

teletz комментирует...

Думал-думал и узнал пока о себе, то, что я - фантастический лентяй. В принципе, это никогда не было для меня особенным секретом. Может быть, лень - это тоже такая форма извращения?

"Пажопе и наручки" - это очень точно сказано. Только ведь это присуще скорее детям, на мой взгляд. Складывается впечатление, что инфантилизм становится чертой целого общества, а не отдельных индивидуев.

Schisma комментирует...

Может быть, лень - это тоже такая форма извращения?

Не уверена, если честно. В каком-то смысле я тоже фантастическая лентяйка... и раздолбайка -- это вообще уже в любом смысле. Но это всё, насколько я представляю, в пределах нормы. Хотя, конечно, в индивидуальных случаях это может быть и извращением, чёрт его знает...

"Пажопе и наручки" -- это, кстати, не я придумала, потому и закавычила.

Складывается впечатление, что инфантилизм становится чертой целого общества, а не отдельных индивидуев.

У-у-у... Я в ЖЖ, сколь помню, только об этом речь и вела. И, кстати, именно эта мысль послужила причиной моего последнего на сегодняшний день побоища с графоманами.

Дети, дети, вы совершенно правы.

Отправить комментарий