«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем... Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться».

Мартин Нимёллер. «Когда они пришли…»

27 апреля 2010 г.

Семь часов чистого восторга. Часть вторая

674. Aix galericulata

Покумекав так и этак, я поняла, что писать про зоопарк придётся не в двух частях, а в четырёх как минимум, потому что птичек получилось неожиданно как-то много. Поэтому сегодня для проветривания мозга будет разная утино-гусиная мелочь, а на сладкое я оставлю хищников и кавай вразнобой.

Просто послезавтра ко мне приезжает подруга, я усиленно лечу сопли и готовлюсь шариться две недели без передышки, так что если сегодня не напишу про уточек, то, боюсь, не напишу про них ещё очень долго (всё-таки они не так интересны мне лично, как другие отснятые птицы), а было бы жаль.

Мандаринки


673. Aix galericulata

Aix galericulata, самец и самочка


Внесена в Красную книгу России. Википедия утверждает, что мандаринку, в отличие от большинства уток, можно увидеть сидящей на дереве. Не знаю, как насчёт большинства уток, но если это правда, тогда обыкновенная кряква в это большинство не входит: в Кузьминском лесопарке, рядом с которым живут мои родители и где поэтому я проводила довольно много времени, мне неоднократно попадались кряквы на дереве — и всё время на одном и том же, так что у меня даже создалось впечатление, что они там вьют гнездо. Не знаю, так ли это, гнезда не видела, но фотки сидящей на дереве кряквы будут точно. Так что мандаринка, во всяком случае, не единственная, кто любит сидеть высоко и смотреть далеко.

В нашей стране эта красивая птичка когда-то населяла довольно обширные территории на Дальнем Востоке, а сейчас потихонечку вымирает, потому что уничтожается её среда обитания. Промысловое значение самой мандаринки — ноль целых хрен десятых, но человек осваивает её территорию, а территория ей годится не всякая.

Гнездится в дуплах и очень тщательно высиживает птенцов. Будет сидеть на яйцах, даже если начнут рубить дерево.

Приручается легко, её в Восточной Азии разводят как декоративную породу, и нет никаких препятствий к тому, чтобы разводить её так же в любом другом месте. Вот тут можно почитать, что для этого надо.

Существуют белые мандаринки, но я такую живьём никогда не видела, и фотки у меня нет.

Мраморный чирок и каролинка


672. Marmaronetta angustirostris еt Aix sponsa

Marmaronetta angustirostris еt Aix sponsa
«Я тебе, кума, точно говорю, своими глазами видела, вот те крест!»


Самец каролинки здесь тот, что справа, а два мраморных чирка, не иначе, сплетничают.

Каролинка — родственница мандаринки, только живёт не в Азии, а в Северной Америке. Там её называют древесной уткой, и это совершенно соответствует её образу жизни. Она, как и мандаринка, селится в дуплах, там же вылупляются и птенцы. Тоже хорошо приручается, есть питомники, где их можно купить, правда, я их не искала и адреса не дам. Каролинка — ещё один вид, чудом избежавший истребления. Если её родственница, мандаринка, страдает преимущественно косвенно, то на каролинок охотились прицельно, и пришлось принимать меры для её спасения. Сейчас, вроде бы, угрозы виду нет, в Красную книгу он не занесён.

А вот мраморный чирок полностью истреблён на территории России: с 1920 года уже не гнездился, а с 1984 года о нём у нас и вовсе ни слуху, ни духу. Он остался ещё в Средиземноморье и Центральной Азии, но повсеместно занесён в Красную книгу.

П́еганка


678. Tadorna tadorna

Tadorna tadorna


Этой птичке повезло: её много, и она распространена как в Евпрое, так и в Азии. Обитает и у нас, преимущественно на севере. В Европе её численность, вроде бы, даже растёт потихоньку. По-русски её назвали в честь пегой масти.

Почти все источники, которые я просматривала, пишут, что, в отличие от большинства уток, пеганка не ныряет, но как тогда трактовать фотку выше? Может, голову помыть решила?

Пух пеганки по качеству, говорят, почти не уступает гагачьему, поэтому его собирают в гнёздах. Благо, к соседству с человеком она относится спокойно и легко селится в искусственных «домиках».

Огарь


670. Tadorna ferruginea

Tadorna ferruginea


Она же красная утка, она же огарка. Ближайший родственник пеганки и, в общем, тоже довольно распространённая птичка по всей Евразии, хотя в Европе её численность сокращается.

Нифига не приручаются, агрессивны, а в неволе делаются вообще сцукоугрюмыми. Гнёзда и птенцов защищают вдвоём: самец ходит кругами дозором и всех облаивает шипит, как просто кобра очкастая. Кто ближе подойдёт, того без глаз оставит. Барсука бьёт, лисицу бьёт, зверя енота вообще за человека не считает. Наглые: известны случаи, когда устраивали гнёзда в отнорках жилых нор (вообще гнездятся в заброшенных лисьих и барсучьих норах). На чердаках тоже гнездятся.

Видимо, из-за всего этого огарь стал священной птицей в буддизме и у славян — как это, право, по-человечески. Ну, зато хоть есть хорошая надежда, что не выкосят.

Под закрытие, когда народу в зоопарке поубавилось, ходили под дождём между лавочек, по дорожкам, по газонам, смотрели всяко, позировали. Фотографировались охотно, но близко не подпускали.

Канадская казарка


676. Branta canadensis

Branta Canadensis


Она же канадский гусь. Птичка тундровая, но прижилась и в Западной Европе, и даже на Новой Зеландии, то есть адаптируется, в общем, нормально. На Курилах и Командорских островах полностью истреблена. В России внесена в Красную книгу. Сведения о состоянии в США и Канаде в разных источниках разные, но ясно, что и там благополучия нет.

А ещё — это так, лирическое отступление — меня просто из себя выводит оформление многих справочных сайтов. Есть огромное количество нормальных фоток со свободной лицензией (да хоть на том же фликре), но эти сайты как будто специально выбирают самые поганые. Лидер по дебильным фоткам, как я наблюла, конечно, википедия, но она вообще славится. Меня поражает, что и остальные справочники недалеко ушли. Конец лирического отступления.

Как и лебеди, канадские казарки создают пары на всю жизнь. Как и огарки, защищают свои гнёзда безбашенно и самоотверженно. Гнездо выбирают один раз на всю жизнь — как партнёра. В неволе могут жить до 40-60 лет, в естественных условиях отмечен только один случай, когда птица прожила 22 года. Это, кстати, к вопросу, в частности, о том, как якобы поганы зоопарки.

В 1970 году был поставлен вопрос об акклиматизации канадских казарок в СССР. Чем дело кончилось, не знаю (хотя предположить и нетрудно), но до развала Союза заявки были серьёзные, а в 1990 году вышли методические рекомендации за авторством О.С. Габузова по искусственному разведению канадских казарок.

Канадские казарки могут спариваться с серыми гусями и давать гибриды. Явление это редкое, гибриды не плодовиты, что ожидаемо, но сам факт интересен.

Продолжение следует, только не поручусь, что быстро.

В архиве +несколько фоток.

Комментариев нет:

Отправить комментарий