Неужели никто ещё не додумался? Не верю. Наверняка додумались, но кто додумался, тот молчит, точнее, поёт себе потихонечку и плевать хотел на тех, кто ещё не додумался.
Тема такая. То, что русские люди никогда почти не знают ни одной русской народной песни до конца, а знают максимум один-два куплета — это как бы уже общее место. Постоянно об этом тут и там упоминается, и все только и делают, что даются диву в связи с этим. Некоторые даже ставят это русским в вину: мол, не ценят русские свою народную культуру, олухи, ослы, лоси позорные.
Я раньше тоже так думала, но сейчас поняла, почему так происходит, и мне стало очень стыдно. Я больше так не буду думать. У русских много недостатков, но вот за это конкретно винить их нельзя.
Тема такая. То, что русские люди никогда почти не знают ни одной русской народной песни до конца, а знают максимум один-два куплета — это как бы уже общее место. Постоянно об этом тут и там упоминается, и все только и делают, что даются диву в связи с этим. Некоторые даже ставят это русским в вину: мол, не ценят русские свою народную культуру, олухи, ослы, лоси позорные.
Я раньше тоже так думала, но сейчас поняла, почему так происходит, и мне стало очень стыдно. Я больше так не буду думать. У русских много недостатков, но вот за это конкретно винить их нельзя.
Дело в самой природе русской народной песни. Она не для того, чтобы её заучивать наизусть. Она для того, чтобы сочинять её на ходу. Я это поняла буквально только что, когда замурлыкала «Комаринскую», запнулась после того, как «кума, душенька», и… правильно, и погнала дальше — что в голову приходило, то и гнала: про самовар, про калач, про попа, про коня, про дрова, про сапоги почему-то, и ещё про еблю до кучи получилось, но как-то мимоходом. Нагнала, короче, пурги на несколько куплетов с разными припевами, охуела и въехала наконец-то в тему.
Не надо учить русские народные песни. Не надо их вообще запоминать (я, например, уже ни слова не помню из того, что сочинила, только образы остались). Это противно самой их природе. В них нужно играть словами и смыслами, и это их единственное предназначение (предназначение любой неритуальной песни — развлекать, а русский человек даже на пьяную башку развлекается размышлениями о смыслах). Распиздяйство, свойственное русским, которые никогда не знают, куда их занесёт в следующий момент, народной песней отлично учтёно, она не дура. Действительно, у нас богатый язык, способный описать огромное количество всего на свете, и совершенно уникальная коммуникативная система. И поэтому структура нашей народной песни ориентирована не на запоминание слов, а на их сочинение. У нас слишком развита речь, чтобы можно было оправдывать тупую зубрёжку слов.
С другой стороны, в наших песнях прослеживается достаточно жёсткая привязка к мелодии, чем мы отличаемся, например, от негров. У негров музыка перетекает из одной мелодии и ритмики в другую, у нас точно так же перетекают из одной в другую вербальные конструкции. Понятно, что концентрироваться с равным успехом на двух вещах одновременно невозможно, так что всяк будет расставлять свои приоритеты по-своему. В негритянских песнях слов может вообще не быть: «туба-дуба, а-ла-ла» — и хорош. Если слова очень занадобятся, вон, взял псалом — и лабай спиричуэлс двести лет без передышки, рожая по ходу то джаз, то блюз, тоСоветский Союз Пола Робсона. Суть у них всё равно в музыке, слова там как корове седло. А в наших песнях приоритеты расставлены с точностью до наоборот: мы ориентированы на слова, и вся суть у нас тоже в словах, — и поэтому богатство мелодии и разнообразие ритмов будут нам скорее мешать, чем помогать. Отсюда наше тотальное равнодушие к музыкальной составляющей песни: хватает и трёх аккордов.
Здесь следует оговориться: я совершенно не хочу утвердить нашу какую-то исключительность или, там, негритянскую. Я уверена, что в мире существует вагон народов, у которых взаимоотношения с их песнями строятся ровно по такому же принципу, что и у нас или у негров. Я просто не настолько хорошо знакома с народными песнями других культур, чтобы рассуждать и о них тоже. Так что я про нас — не потому что это мы, а потому что про других пускай другие. А про негров я до кучи, потому что они — это те же мы, только с обратным знаком.
Так вот, то, как мы со своей народной песней обращаемся, достойно отдельного пункта жалости, потому что мы, люди, в сущности, очень способные в массе и прекрасно владеющие элементарной рифмовкой, трусим петь «от балды», то есть что в голову придёт. Это, вот, безумно жаль, потому что именно из-за такой трусости наши народные песни и непопулярны (а скучно их слушать — всё заранее известно; музыку же неземной красоты, как латиноамериканцы, например, мы не больно-то способны изобретать). И именно поэтому у нас на эстраде нет хороших певцов: способные голоса просто не находят себе там места, потому что чотампеть-то? «Сижу за решёткой, пацан молодой, кормлюсь из параши, скорей бы домой», штоле? А выйти на сцену и, спев традиционный первый куплет, погнать в неведомую даль — это, конечно, не каждый отважится. И очень это, повторяю, жаль, потому что если бы хоть кто-нибудь отважился, это было бы, натурально, возрождение русской народной песни и полный аншлаг.
Хотя тут, конечно, следует учесть, что для подобной импровизации (а равно и для адекватной её оценки) надо знать очень много слов и уметь их грамотно заплетать. Так что пока у нас тут разруха и тотальное одичание, о серьёзных сценических экспериментах с народными песнями я, считайте, просто размечталась.
(Кстати, очень близко к народной песне подошла авторская. Практически, можно было бы сказать, что и совсем подошла, если б общий уровень культуры подавляющего большинства аффтаров был хотя бы таким, каков он был у раннего Щербакова. Так что даже и в смысле авторской песни мы имеем дело пока только с отдельными прекрасными исключениями, а не с общим прекрасным направлением. Направление в целом — пока говно, всего добра — одна только перспектива.)
Теперь по поводу первого куплета, который традиционно все знают. Я знаю, почему его знают. Потому что это зачин. Как в сказке, ага. Он подсказывает отправную точку для мысли сказителя. «То кум куме самовар тащит» — это что? Это подсказка для фантазии. Вот кум тащит куме самовар, вот зовёт её, и… И дальше мы в массе ничего уже не помним. Наше очень мудрое, распиздяйски ориентированное подсознание выкидывает всё дальнейшее к чёртовой матери, чтобы освободить место для свежей фантазии. И так рождается один сюжет, другой, третий, а в четвёртом варианте, глядишь, и зажили кум с кумой долго и счастливо, и даже не померли ни разу, что характерно.
Вот так надо петь наши песни — как негры исполняют свой спиричуэлс, только с точностью до наоборот: если они жёстко привязываются к словам и импровизируют в музыке, то нам в музыке выёбываться отнюдь не надо, зато надо импровизировать в словах. И тогда — и только тогда — это будут правильные русские народные песни. Я больше чем уверена, что если покопаться в загашниках у этнографов, то как минимум на каждый десяток бабушек, которые говорят: «Ой, а я забыла дальше, чота старая уже, ы...» найдётся как минимум десяток же, которые, забыв, продолжают: «Ой, забыла я, память девичья, а давайте-ка чай пить да с баранками» — на мотив «Комаринской», натурально. И дальше там будет ещё стописят куплетов, и закончится всё тем, что «заходила кума, приносила ума, ум на блюдечке, на фарфоровом». Блюдечко, естественно, в комаринской кутерьме разбили, ум же, соответственно, проебали, так что «уж и спела, как смогла, не по памяти».
На самом деле, я очень удивлюсь, если выяснится, что таких бабушек в природе не существует. Они должны существовать, это совершенно логичное следствие нашей песенной природы.
Всё, можете писать диссертацию, если кому надо. С вами был Капитан Очевидность, он и ещё будет, до новых встреч в рабочий полдень.
ЗЫ. Культурологам-русистам при написании диссертации сугубо рекомендую обратить особое внимание на негров. Мы, повторяю, очень похожи, потому что даже от рабства освободились примерно в одно и то же время. У нас только полярность разная, а остальное практически один в один. Более того, понять русских значительно проще, если наблюдать не их самих, а именно негров, это я вам совершенно ответственно говорю. Просто попробуйте — и сами убедитесь.
Не надо учить русские народные песни. Не надо их вообще запоминать (я, например, уже ни слова не помню из того, что сочинила, только образы остались). Это противно самой их природе. В них нужно играть словами и смыслами, и это их единственное предназначение (предназначение любой неритуальной песни — развлекать, а русский человек даже на пьяную башку развлекается размышлениями о смыслах). Распиздяйство, свойственное русским, которые никогда не знают, куда их занесёт в следующий момент, народной песней отлично учтёно, она не дура. Действительно, у нас богатый язык, способный описать огромное количество всего на свете, и совершенно уникальная коммуникативная система. И поэтому структура нашей народной песни ориентирована не на запоминание слов, а на их сочинение. У нас слишком развита речь, чтобы можно было оправдывать тупую зубрёжку слов.
С другой стороны, в наших песнях прослеживается достаточно жёсткая привязка к мелодии, чем мы отличаемся, например, от негров. У негров музыка перетекает из одной мелодии и ритмики в другую, у нас точно так же перетекают из одной в другую вербальные конструкции. Понятно, что концентрироваться с равным успехом на двух вещах одновременно невозможно, так что всяк будет расставлять свои приоритеты по-своему. В негритянских песнях слов может вообще не быть: «туба-дуба, а-ла-ла» — и хорош. Если слова очень занадобятся, вон, взял псалом — и лабай спиричуэлс двести лет без передышки, рожая по ходу то джаз, то блюз, то
Здесь следует оговориться: я совершенно не хочу утвердить нашу какую-то исключительность или, там, негритянскую. Я уверена, что в мире существует вагон народов, у которых взаимоотношения с их песнями строятся ровно по такому же принципу, что и у нас или у негров. Я просто не настолько хорошо знакома с народными песнями других культур, чтобы рассуждать и о них тоже. Так что я про нас — не потому что это мы, а потому что про других пускай другие. А про негров я до кучи, потому что они — это те же мы, только с обратным знаком.
Так вот, то, как мы со своей народной песней обращаемся, достойно отдельного пункта жалости, потому что мы, люди, в сущности, очень способные в массе и прекрасно владеющие элементарной рифмовкой, трусим петь «от балды», то есть что в голову придёт. Это, вот, безумно жаль, потому что именно из-за такой трусости наши народные песни и непопулярны (а скучно их слушать — всё заранее известно; музыку же неземной красоты, как латиноамериканцы, например, мы не больно-то способны изобретать). И именно поэтому у нас на эстраде нет хороших певцов: способные голоса просто не находят себе там места, потому что чотампеть-то? «Сижу за решёткой, пацан молодой, кормлюсь из параши, скорей бы домой», штоле? А выйти на сцену и, спев традиционный первый куплет, погнать в неведомую даль — это, конечно, не каждый отважится. И очень это, повторяю, жаль, потому что если бы хоть кто-нибудь отважился, это было бы, натурально, возрождение русской народной песни и полный аншлаг.
Хотя тут, конечно, следует учесть, что для подобной импровизации (а равно и для адекватной её оценки) надо знать очень много слов и уметь их грамотно заплетать. Так что пока у нас тут разруха и тотальное одичание, о серьёзных сценических экспериментах с народными песнями я, считайте, просто размечталась.
(Кстати, очень близко к народной песне подошла авторская. Практически, можно было бы сказать, что и совсем подошла, если б общий уровень культуры подавляющего большинства аффтаров был хотя бы таким, каков он был у раннего Щербакова. Так что даже и в смысле авторской песни мы имеем дело пока только с отдельными прекрасными исключениями, а не с общим прекрасным направлением. Направление в целом — пока говно, всего добра — одна только перспектива.)
Теперь по поводу первого куплета, который традиционно все знают. Я знаю, почему его знают. Потому что это зачин. Как в сказке, ага. Он подсказывает отправную точку для мысли сказителя. «То кум куме самовар тащит» — это что? Это подсказка для фантазии. Вот кум тащит куме самовар, вот зовёт её, и… И дальше мы в массе ничего уже не помним. Наше очень мудрое, распиздяйски ориентированное подсознание выкидывает всё дальнейшее к чёртовой матери, чтобы освободить место для свежей фантазии. И так рождается один сюжет, другой, третий, а в четвёртом варианте, глядишь, и зажили кум с кумой долго и счастливо, и даже не померли ни разу, что характерно.
Вот так надо петь наши песни — как негры исполняют свой спиричуэлс, только с точностью до наоборот: если они жёстко привязываются к словам и импровизируют в музыке, то нам в музыке выёбываться отнюдь не надо, зато надо импровизировать в словах. И тогда — и только тогда — это будут правильные русские народные песни. Я больше чем уверена, что если покопаться в загашниках у этнографов, то как минимум на каждый десяток бабушек, которые говорят: «Ой, а я забыла дальше, чота старая уже, ы...» найдётся как минимум десяток же, которые, забыв, продолжают: «Ой, забыла я, память девичья, а давайте-ка чай пить да с баранками» — на мотив «Комаринской», натурально. И дальше там будет ещё стописят куплетов, и закончится всё тем, что «заходила кума, приносила ума, ум на блюдечке, на фарфоровом». Блюдечко, естественно, в комаринской кутерьме разбили, ум же, соответственно, проебали, так что «уж и спела, как смогла, не по памяти».
На самом деле, я очень удивлюсь, если выяснится, что таких бабушек в природе не существует. Они должны существовать, это совершенно логичное следствие нашей песенной природы.
ЗЫ. Культурологам-русистам при написании диссертации сугубо рекомендую обратить особое внимание на негров. Мы, повторяю, очень похожи, потому что даже от рабства освободились примерно в одно и то же время. У нас только полярность разная, а остальное практически один в один. Более того, понять русских значительно проще, если наблюдать не их самих, а именно негров, это я вам совершенно ответственно говорю. Просто попробуйте — и сами убедитесь.
4 комментария:
Ага, так и есть ) Выбираешь мелодию понапевнее и вперед. ))) С каких-нибудь "не думай о секундах свысока..." бог весть до чего можно докатиться. Прохожие правда косятся, ну да бог с ними.
И заметила, что стоит выучить слова, как петь становится неинтересно.
Есть и такой способ использования песен, наверное. Лично сам не сталкивался, если честно. :)
Вообще это куда-то, я так понимаю, ближе к частушкам, причём когда на них состязаются, кто больше пропоёт - что-то такое отец рассказывал.
В части песен же к подобному "творчеству" (чем-то в этом духе занимался, по рассказам, иногда прадедушка по матери) мои остальные деревенские родственники относятся сугубо иронически, как к чудачеству родственника в духе, гм, героев анекдотов родом из Средней Азии - "что вижу, то пою"(с). :) При этом обычно вспоминают, как дедушка на фронте столкнулся с такими песенными практиками у узбеков, что его тоже сильно улыбало. :)
О русских народных песнях довольно много писал в своём ЖЖ покойный Удод99, он показывал, как "народ" брал стихотворение к-н поэта-народолюбца/вольца и "очищал" его от ерунды и переделывал. Весьма возможно, что таким, как у вас выше описано, способом.
Мне лично ближе другая сторона пения народных песен, психотерапевтическая. Вот здесь чуть-чуть об этом говорил в ЖЖ в комментах.
http://mata-ariki.livejournal.com/8641.html
Т.
А чё... :) Тока, ясен пень, не всякому дано. Негры, они тоже далеко не все подряд музыканты.
Также, не могу не вспомнить Швейка в дурдоме. Ну, как сначала, на медкомиссии он тоже не мог вспомнить ничего дальше первого куплета, а потом, вместе с однопалатниками, сочинял сказку. Возможно, что и былину. С мелодией.
Слушай, очень похоже. Там у них и творческий конфликт приключился, всё как положено. Архетип, да?
arstmas
2 laufej
И заметила, что стоит выучить слова, как петь становится неинтересно.
Да. Помню, когда я бросила наконец-то фо-но и пошла учиться играть на гитаре, самым занудным было освоение быстрой смены аккордов. И чтобы не скучать, я под это дело что-нибудь пела, но петь одно и то же надоедало ещё быстрее, чем осваивать эту чёртову технику. Помнится, от такой тоски родилась песня "Сидеть атлантам жёстко на каменных задах" -- о том, как сидят атланты и, зверея, слушают, как учится играть на гитаре девачко о шестнадцати годах. И там ещё много чего рождалось, но вот эта была первая, если я ничего не путаю.
2 timonya
Вообще это куда-то, я так понимаю, ближе к частушкам
Дададад! Я всё думала, думала, куда эти частушки вмантулить внутри постинга, не нашла, куда, и понадеялась, очевидно, на вас. Вы абсолютно правы, частушка -- это самый яркий пример такой манеры. И у меня есть подозрение, что мотив, которым она сопровождается, сродни шаманским трансовым мотивам, только с поправкой на эмоциональный фон. Очень много раз замечала, как, входя в раж, кто-нибудь по наитию заканчивает своими словами начатую кем-нибудь другим частушку. Что характерно, начавший обычно совсем не обижается, а если окончание получилось удачным, даже и радуется, а если неудачным, начинает новую частушку теми же словами и поёт уже свой вариант окончания. Никому не обидно в результате.
Что касается психотерапевтического свойства народных песен, то его хорошо высмеял Булгаков (не знаю, специально или само так получилось) в эпизоде "Славное море" из "Мастера..." Я к тому, что почти все эти песни (за исключением ритуальных) так или иначе сопровождали трудовой процесс, и их ритмы "заточены" именно под работу. Ну, и, поскольку психические проблемы происходят от аномального ритма жизни, поскольку же мозг можно обмануть, заменив размеренную работу песнопениями. Я, правда, больше чем уверена, что такая практика жрёт уйму времени. По-моему, гораздо проще пойти на велике погонять -- нагрузка та же, а затрат в сумме меньше.
2 arstmas
Похоже, да. Только это, по-моему, не архетип, а просто общая для какой-то части славян (или даже вообще европейцев) особенность.
Отправить комментарий