«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем... Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться».

Мартин Нимёллер. «Когда они пришли…»

17 октября 2012 г.

Проецирую

Вообще, я глянула повнимательней репертуар «Sabaton» и обнаружила очень интересную вещь: они часто оперируют расхожими штампами. То есть вот у них песни построены либо на том, о чём все прекрасно знают, либо на том, что у всех на слуху. Эти две вещи, понятно, совсем не тождественны, мифами земля полнится ничуть не меньше, чем правдой. И, соответственно, у «Sabaton» и того, и другого хватает. Я делаю вывод: люди поют об известном. Они рефлексируют, безусловно (любое творчество — это осмысление так или иначе), но говорят об известных вещах.

Так вот, среди этих известных вещей внезапно (вопреки расхожему мнению уже среди моих соотечественников, в том числе и бывших) оказывается роль СССР в победе над нацистской Германией. Таки реально никто не забыт, и рассказы о том, что забугорные мужики-де давно уже не в курсе, — это, вероятнее всего, миф.

На чём этот миф может быть построен? Ну, во-первых, на агентстве ОБС: один где-то что-то услышал и другому рассказал, другой, как водится, пересказал ещё десятку да от себя наврал чуток, дальше, соответственно, по цепной реакции, и если каждый приукрасит, то, конечно, получится, что не «запорожец», а «москвич», не вчера, а сегодня и не купил, а спиздил.

Во-вторых, на массе невежественных и бескультурных людей, которые вообще мало о чём имеют представление, а таких везде хватает. Когда по нашим туристам делают выводы обо всём нашем народе, это, например, уже никого не удивляет. Точно так же и мы можем на отличненько делать выводы о большей части населения другой страны по худшим её представителям. Теперь давайте учтём, что самые горластые зачастую и есть самые бескультурные, невежественные и вообще подонки.

Приплюсуем пропаганду. Никому сейчас не надо солидарности трудящихся, особенно самим трудящимся, поскольку оные представляют собой по большей части офисных работников, и заботит их что-то весьма и сугубо виртуальное, как то: свой маленький гешефт, своя хата с краю и свой уютненький фконтактик. В принципе, этого достаточно для того, чтобы забить на любую солидарность и верить чему угодно не потому, что оно звучит правдоподобно, а потому что безразлично. И поэтому когда нам говорят, что Запад, например, забыл о подвиге советского народа и приписывает победу во II мировой войне себе, мы тупо киваем: «Ага, говнюки», — и на этом наше критическое осмысление реальности заканчивается. После этого на сцену выходит шведская группа «Sabaton», шаблон рвётся, жить становится интересней.

Вот, как-то так. Я не думаю, что там, на Западе, на самом деле что-то забыли или что-то перепрописали. То есть понятно, что пропаганда работает и там тоже, вот, в частности, и там тоже очень надо, чтобы достижения советского социального устройства, науки и техники перестали связываться с социалистическим государством, а остались бы в памяти человеческой как достижения вот просто какого-то абстрактного народа, пускай и великого, но, в принципе, ничем больше не выделяющегося из ряда прочих. Великих-то народов тьма, если разобраться: вон, американцы, например, тоже ого-го в своём роде… Поэтому советский народ и в советский-то период мало кто называл нормально. Латиносы, испанцы, афганцы… кто ещё? Остальные, вроде, просто «рашен» обозначали. Ну, потому что имя реально пугает, имён вообще боятся больше, чем их носителей (и в каком-то смысле правильно боятся, потому что живое имя есть залог живучести идеи, подхватить которую и стать носителем которой в перспективе может каждый).

Но это не значит, что победа «рашен» во II мировой войне была забыта и приписана другим. Пропаганда пропагандой, но в других странах к пропаганде все мало-мальски нормальные люди относятся точно так же, как и у нас, — с ироничной усмешкой. Маршала Жукова и товарища Сталина, вон, даже в песнях упоминают. И наверняка те, кто эти песни слушает, прекрасно знают, о ком идёт речь.

Вот что на Западе действительно имеет смысл скрывать, так это факт попытки заключения сепаратного мира. Ну, просто потому, что это, во-первых, прямое пятно на репутации, а во-вторых, попытка провалилась, а выглядеть лузером никому не хочется. Но победа народа, которому больше всех досталось, — это вообще ничьё не пятно, это отличный финал страшной сказки. Буржуи, я чай, тоже любят сказки, так чоп не рассказать им такую быль, которая через дветыщи лет будет пересказываться, как нынче мифы Древней Греции?

Всё логично, вообще-то.

Комментариев нет:

Отправить комментарий