«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем... Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться».

Мартин Нимёллер. «Когда они пришли…»

3 июня 2008 г.

Взгляд…

…на ЖЖ извне и изнутри.

Насколько ЖЖ — клуб, особенно хорошо начинаешь понимать, когда отдаляешься от него, переезжаешь на самостоятельную или, как в моём случае, полусамостоятельную (потому что Blogger — это почти stand-alone) площадку.

Клуб — это всегда совместность. Клуб обязывает, во-первых, к бескорыстности (его участники никогда не получают денег за свою деятельность, а если и получают, то сдают в общий котёл, а не присваивают каждый свою долю сам себе), а во-вторых, к ясному и яркому выражению эмоций (в противном случае разным людям будет очень трудно понять друг друга). Именно это мне всегда нравилось в ЖЖ, и именно поэтому я провела в нём почти четыре года, а никак не пару месяцев.

Что мне не нравилось (помимо деятельности СУПа), так это качество обратной связи. У бескорыстности есть решка: бескорыстность расхолаживает и поощряет хамство. В результате человек, который готов и может делать много за «спасибо», часто не получает даже и «спасибо»… в не самом худшем случае, кстати, потому что ситуация, когда он получает на свою голову кучу мартышек и скач в каментах, — отнюдь не редкость. И речь я веду не только и даже не столько о собственном опыте. В течение полутора лет я, например, наблюдала открытую травлю одного юзера двумя другими по — sic! — литературно-идеологическим соображениям. То есть буквально: двум девам не понравилось, что третья разошлась с ними в оценках героев некоего произведения. Этого оказалось достаточно, чтобы третья дева стала постоянным объектом всяческих уколов, подначек и подножек со стороны двух первых. Наблюдая очередной раунд этой духовной брани, я неизменно выпадала в ахуй и думала, что мне самой ещё, наверное, повезло: мне хотя бы просто мстили, и за мой счёт хотели банально самоутвердиться. Это хоть с рациональной точки зрения объяснимо. А то, что творили и, по-видимому, творят те две девы, если чем и объясняется, то только тяжкой формой психического расстройства.

Так вот, когда сталкиваешься именно с такой, с позволения сказать, обратной связью, неизменно вспоминаешь Хайяма: «И лучше одному, чем вместе с кем попало».

У ЖЖ есть и ещё одна неприятная деталь — собственно клубность в худшем смысле. Я имею в виду следующее. В каждом клубе, помимо чётко изложенных правил, установленных владельцами или организаторами, существуют ещё и правила неписаные. Их можно излагать внятно, как, например, это принято в хороших яхт-клубах, а можно и не излагать, предоставляя каждому догадываться о них самостоятельно. Так вот, в ЖЖ излагать неписаные правила не принято. В результате за все четыре года они так и остались для меня одной сплошной загадкой. Я знаю только, что они есть (просто, вот, жопой чую), а больше мне о них ничего не известно. Я даже не могу сказать, хороши они или плохи. Надо ли говорить, что этот невермор доставал меня едва ли не больше, чем все мартышки оптом?

Чтение юзеров, а не журналов, например, — это шиза в чистом виде. «Френдёж» и «расфрендёж» — во многом демонстрация отношения. Какое именно отношение подразумевается в каждом конкретном случае, сказать невозможно. Я лично в собственной система «френдёжа» запуталась категорически и очень быстро. И продолжала путаться до самого конца, так и не въехав в эту безусловно существующую систему (хотя въехать очень старалась).

Отношение к чужим комментариям — тоже отдельная шиза. Первое, что я заметила в ЖЖ, — это то, что лучшие тамошние дипломаты отвечают далеко не на каждый приходящий им коммент. Я стала брать с них пример — и немедленно вляпалась. Впоследствии, неоднократно убив сибя апстену, я пришла к выводу, что ЖЖшные дипломаты либо хуёвые дипломаты, либо правы только для самих себя, а мне, похоже, надо отвечать всё-таки на каждый комментарий, который я получаю, а не только на те, которые, с моей точки зрения, более или менее содержательны. Это привело к следующей серии маразма.

В общем, чтоб дальше не растекаться мыслью по древу отношений, подведу итог. В ЖЖ однозначно существуют только два типа отношений. Это бан и дзен. Остальное не доказано.

Амплуа — это ещё один тяжкий крест всякого ЖЖ-юзера. Не дай тебе боже выйти однажды из того настроения, в котором ты написал свои первые постинги, или сменить пластинку: в лучшем случае тебя просто не поймут. Я в своё время столкнулась с проблемой под названием: «Я подписывался на твой журнал, чтобы читать об X, а не об Y!» Я, естественно, отвечала в том смысле, что журнал мой, что хочу, то и пишу. Но не надо наивно полагать, что такие заявления снизили градус стихийного недовольства. Корпоративная этика диктует предсказуемость, таков закон выживания любого большого коллектива. Поэтому в каком-то смысле мои оппоненты были по-своему, по-корпоративному, правы: тот, кто устроился работать (а ведение блога на моём уровне — это работа) столяром, не должен лезть в бухгалтерию, даже если он разбирается в бухгалтерском учёте не хуже штатного бухгалтера. К нему приходят те, кому нужны стулья, а не бухгалтерский учёт. А если он будет заниматься в один день одним, а в другой другим, люди просто не будут знать, зачем он им сегодня нужен. Это некритично для отдельно стоящих блогов: тут можно разделить потоки внутри одного административного аккаунта, сформировать собственную структуру для каждого потока, сделать чёткий интерфейс с удобным указателем всех журналов, разделов, категорий, и т.п. Но ЖЖ-юзеру всё это, увы, недоступно: маленький значок сводит на нет все попытки разделения потоков, и, как ты ни бейся, а идентифицировать тебя в любом случае будут не по имени, а по названию твоего журнала. Одного журнала. И возможно, даже не того, которому ты уделяешь большую часть времени. Приплюсуйте сюда интерфейс, который не рассчитан на сложно структурированную систему, и вы получите довольную куцую и весьма допотопную tabula, которая в полной мере годится разве что для лытдыбров, самопиара и дискотеки на чётко обозначенную тему. Как на грех, я не пишу лытдыбры, не занимаюсь самопиаром и имею непростительно широкий круг интересов. В результате площадка имени меня стала мала мне же самой недели через три после её появления. Как я изгалялась, пытаясь её расширить, — это поэма, сцуко, духа. Фактически, анекдот. По сути же, наверняка боян.

Ну, и СУП… это уже как бы до кучи и для последней капли. Я бы, кстати, может, и не переехала (во всяком случае, не переехала бы так быстро), если бы не СУП, а вернее, не его алмазные инициативы. Когда дошла очередь до отмены базовых аккаунтов, настала пора валить. И не потому, что базовые аккаунты — это халява, сэр, а потому, что их отмена — это новая расстановка приоритетов, которая мне не нравится. В ЖЖ-юзерах воспитывают лояльность говну и уничижительное отношение к собственному дневниковому творчеству (потому что правило: «Чтобы опубликовать, ты должен заплатить деньгами или показом рекламы» содержит подтекст: «Твои мысли сами по себе, без денег или рекламы, ничего не стоят и потому не востребованы»). Это без меня, однозначно. Я достаточно хорошо пишу, чтобы не платить, а получать, и тот факт, что я готова отдавать даром стоящее немалых денег, ни в коей мере не означает, что я признаю за издателем право низводить меня до уровня спамера. Хороший автор без издателя с голоду не подохнет и аудиторию соберёт в любом случае. Издатель без хороших авторов — ноль без палки. «Армада», сэр.

В общем, всё это… весь этот ЖЖ… это было забавно, хоть и шизово, пока не стало политикой. Теперь это просто пошло.

С добрым утром.

4 комментария:

Анонимный комментирует...

Привет. Это бессодержательный комментарий. Бесосодержательный.

Schisma комментирует...

Я его получила, если тебя это интересует.
ЗЫ. Прошу прощения, если мы на "вы".

Анонимный комментирует...

Тогда это мне показалось дико остроумным. Не смог не поделиться. :(

Schisma комментирует...

Да всё в порядке, тест как тест. :)

Отправить комментарий