«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем... Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться».

Мартин Нимёллер. «Когда они пришли…»

5 июня 2008 г.

Чем дальше в лес, тем толще хвост, или Что такое Blogger и как с ним бороться?

Это просто первичный анализ возможностей Blogger’а (и ещё чуть-чуть о том, что он собой представляет, то есть о его характере, если можно так выразиться). Может пригодиться тем, кто ищет платформу и хочет получить отзыв о Blogger'е.

Вначале о преимуществах

Насколько я поняла, от имени одного пользователя можно создать хоть полк, хоть целую дивизию блогов. То есть возможно, что какое-то ограничение по количеству существует, но эмпирическим путём я до него пока не добралась. Я считаю, что это офигенно удобно, потому что вам не приходится перелогиниваться каждый раз для того, чтобы переключиться на работу с другим блогом. К тому же вы получаете возможность разделять RSS-потоки, что при наличии пёстрой аудитории может оказаться позарез необходимо. Это, кстати, одна из тех вещей, которые я искала вполне прицельно. Плюс к тому у каждого блога может быть своё лицо, а это тоже немаловажно. В довершение же, вы можете публиковать свой блог не на blogspot.com, а где-нибудь на стороне, что вообще рулез.

В вашем профайле по умолчанию будут указаны все ваши блоги. Но если вдруг кому-то это покажется неудобным, он всегда сможет повелеть профайлу отображать только те блоги, которые, по его мнению, следует предъявлять окружающим. А те, которые он захочет скрыть, отображаться в профайле не будут. Захочет скрыть все — значит, скроет все. У меня, например, есть тестовый блог, в котором я обкатываю изменение шаблона. Очень удобно: с одной стороны, никому не мозолит глаза, а с другой — позволяет мне городить самые разнообразные огороды.

Кстати, и сам профиль вы тоже можете скрыть.

Вы в любую минуту и без каких-либо проволочек можете поменять адрес вашего блога. Да-да, тот самый адрес, ради смены которого в ЖЖ приходится дожидаться Юрьева дня покупать какие-то загадочные купоны или платить какие-то виртуальные деньги и заниматься прочей бюрократией (никогда не забуду душераздирающую эпопею по смене адреса, которую довелось пережить одной моей френде. Это было настолько готично, что у меня полушария головного мозга чуть местами не поменялись). Но мы о Blogger’е. Итак, предположим, при создании блога вы присвоили ему адрес «vasjapupkin.blogspot.com», а через месяц этот адрес показался вам неудачным. Не теряя время понапрасну, вы заходите в соответствующий раздел и просто меняете «vasjapupkin» на любое другое имя — безо всяких купонов и прочего понтового хлама. Оп-ля! — и адрес «vasjapupkin.blogspot.com» превратился в «новое-имя.blogspot.com». Единственное условие, которое ставит при этом Blogger — это чтобы выбранный вами новый адрес не был занят кем-то другим. Но это вполне естественно. Процедуру по смене адреса вы можете проделывать хоть каждые полчаса, лимитов нет. Содержимое не теряется, оформление тоже остаётся прежним.

Минус: если вы смените имя, ваши читатели без специального указателя вас больше не найдут, поскольку никаких автоматических перенаправлений фидов с прежнего адреса на новый не предусмотрено, а агрегаторы будут обращаться именно к прежнему адресу. Выход — либо создать новый блог с прежним адресом и указать в нём новый путь к вашему настоящему блогу (потом фиктивный блог можно будет удалить), либо с самого начала перекинуть фиды на какой-нибудь Feedburner и потом менять настройки своего feedburner’ского аккаунта (тут я, правда, могу наврать, потому что сама ещё только собираюсь этим заняться).

Вы можете копаться в коде выбранного шаблона хоть двадцать четыре часа в сутки без ограничений и даже вообще поменять его нафиг. Я понимаю, что это только для особых энтузиастов, но, тем не менее, в ЖЖ это разрешено лишь платным пользователям, а в Blogger’е доступно всем. Кроме того, сам шаблон достаточно прост для освоения… ну, то есть мне не понадобилось курить тысячу учебников, чтобы понять, в каких случаях какие буквы пишутся. Сведений о HTML и CSS вполне хватает.

Никакой рекламы без вашего позволения в ваш журнал не насуют (пока, во всяком случае, и при этом я не вижу тенденций к принудительной дегенерации Blogger’ских аккаунтов). У вас просто есть возможность рекламировать что-то в индивидуальном порядке или подключиться к системе, которая будет вам платить за показ рекламы.

Комментарии. Штатно комментарии идут столбцом. При этом страница добавления комментария и страница записи — это совсем не одна и та же страница. При этом же никакой защиты от спама, кроме капчи, не существует (а по слухам, спамеры в Blogger’е не редкость). Мне, как человеку, избалованному ЖЖ, куда привинчен штатный скрипт, позволяющий писать комменты, не уходя со страницы записи и без лишних упражнений в дешифровке, такая система представляется крайне неудобной. Правда, для Blogger’а есть парочка плагинов: один от js-kit и второй от Intense Debate. Оба вполне удобны и всем хороши (второй к тому же симпатичен на вид и позволяет сворачивать и разворачивать ветки комментариев безо всяких ЖЖшных выебонов типа: «Заплати — и тебе воздастся»). Но у каждого из них есть свои недостатки. Во-первых, в обоих случаях комментарии будут храниться на сторонних серверах, что, имхо, совсем не правильно. Ибо если у хранителя комментов возникнут проблемы, они автоматически возникнут и у юзера в виде самоустранения всех соответствующих комментов. Во-вторых, оба тяжёлые, как кирзовые сапоги, что совсем не делает загрузку страницы проще. В-третьих, оба рассчитаны на социальную сеть, а социальная сеть — это рейтинги юзеров, их «репутация», «карма» и прочее уёбдванольное гуано, реального толку от которого пока что — один массаж измеряемого хуя и увеличение бессодежательных высказываний.

Дальше индивидуальные глюки. Js-kit позволяет администрировать чужие комменты только через js-kit’овский же интерфейс (то есть удалить какую-нибудь мандавошку тупо, не выходя из своего блога, я просто не смогу, мне придётся идти на js-kit). Intense Debate не русифицирован. Это как бы до кучи: от такого рода «индивидуальностей» можно было бы абстрагироваться, кабы не всё остальное (главное, конечно, — способ хранения комментов).

В общем, я пока предпочитаю остаться со штатной системой. Посмотрю, что из этого получится, прикину динамику дискуссий и прочую метеорологию. Не исключено, что именно она, штатная система, окажется наиболее интересной (например, её сложность может спровоцировать… э… изменение вектора кинетеческой энергии комментаторов. В том смысле, что вместо комментариев они начнут писать собственные постинги-эхи. На мой взгляд, это куда интересней, чем подобие форума, хотя, конечно, вероятность развития событий по такому сценарию представляется мне очень маленькой). В общем, буду смотреть и попутно искать что-нибудь новенькое. Наверняка, раньше или позже найдётся система, которая меня удовлетворит во всех отношениях.

В любом случае читатель блога может подписываться на RSS-потоки комментариев к каждой отдельной дискуссии. Эту функцию я, правда, пока не тестировала, но не думаю, что тут возникнут проблемы, ибо возможность не новая и уже хорошо обкатанная.

Ещё можно подписаться на комменты к каждой дискуссии по почте. Мне всё приходит исправно, глюков пока не заметила.

И ещё можно по умолчанию ввести до десяти адресов, на которые будут приходить комментарии к каждой записи. Я пока не знаю, зачем бы это могло понадобиться, но, думаю, что эта опция сделана для модераторов в случае, когда журнал представляет собой совместный проект, вроде коммьюнити. Ну, и ещё это может пригодиться, когда, например, надо дать возможность читать комменты, не заглядывая в журнал, людям из группы самой близкой поддержки. Это для любителей священных войн, по-видимому.

Open-ID работает вполне корректно, проверяла на своём ЖЖшном аккаунте.

Очень удобна функция «Обратные ссылки»: если N в каком-нибудь своём сообщении ссылается на какой-либо ваш постинг, ссылка на сообщение N появляется под соответствующим вашим постингом в специально предусмотренном поле. С точки зрения системы обратной связи, это супер (и это как раз тот маловероятный вариант, о котором я говорила чуть выше): дискуссии становятся шире, объёмней, безусловно, содержательней (поскольку в постинге можно написать куда больше, чем даже в трёх или четырёх комментариях) и, кроме того, по-настоящему интерактивными.

На боковые панели своих блогов вы можете понапихать чёрта лысого, вплоть до RSS-потоков, обновляющихся в реальном времени. Это фича, правда, пока только бетится, но всё равно здорово.

Опросы, опять же, можете вставлять совершенно беспрепятственно.

Есть возможность показывать картинки в режиме слайд-шоу. (И когда-нибудь у меня обязательно появится фотоаппарат!)

Очень удобно сделан архив. Для того, чтобы посмотреть заголовки всех сообщений, написанных автором блога, вам не надо уходить с головной страницы. При этом архив весьма компактен: сворачивается, разворачивается — всё по-человечески и без этого идиотского календаря, который, имхо, ни уму, ни сердцу. Хотя, если кому-то дорог календарь, его можно привинтить самостоятельно. Где-то у меня даже ссылка была на этот скрипт, только мне её сейчас искать дольше, чем дописывать постинг. Если надо кому-то, то найду.

Минус: Blogger штатно обсчитывает только последние 100 постингов. Минус небольшой, потому что хакается.

Метки есть. Жирный плюс (если конечно, не врут разработчики, потому что я пока не проверяла) — есть синдикация меток. То есть вы, если верить FAQ’у, можете получать RSS-поток сообщений, помеченных определённым образом (это в том случае, разумеется, если ваши фиды никуда не перенаправлены). Как это сделать, рассказано тут. Повторяю, я пока не в курсе, враньё это или нет. Возможный минус — фиды меток, может быть, будут прочитываться корректно, только если метки написаны латиницей. Минус однозначный — система, как и в ЖЖ одноуровневая (то есть вы не можете создать метку, в которую войдут другие группы меток).

Работать с метками, тем не менее, очень удобно: для них предусмотрены групповые операции. Например, если вы захотите присвоить одну и ту же метку сразу нескольким постингам, вам не понадобится возюкаться с каждым из них — просто ставите галочки напротив этих постингов на странице управления сообщениями и назначаете им нужные ярлыки. То же самое с отменой маркировок. «Пустые» метки удаляются автоматически.

Страницы грузятся существенно быстрее, чем в ЖЖ. Но это скорее не плюс Blogger’а, а минус ЖЖ.

Возможность постить задним числом — есть.

NavBar (фиговина, которая висит вверху, наподобие ЖЖшной, и тупо мозолит глаза) таки хакается. Разработчики об этом коварно не сообщают, но убрать её можно, причём голову за это никто не отвинтит, Google «добрый, он простит».

Я наверняка много чего упустила.

Теперь о проблемах

Во-первых, имейте в виду, что о том, как делать каты (те каты, которые будут действительны в интерфейсе Blogger’а, разумеется), вы из официальной справки, скорее всего, не узнаете, потому что и справку, и саму платформу писали дзенские монахи, причём, судя по всему, ещё в прошлом веке. Именно по этой причине столь полезную опцию, как кат, разработчики не вставили в шаблон непосредственно: известно, что дзен нельзя передать, каждый постигает его самостоятельно. Метод постижения дзена штатным порядком чисто традиционный — нунчакой по башке. Во всяком случае, именно так себя и чувствуешь, когда начинаешь фтыкать в систему оформления ката, сообразуясь с рекомендациями просветлённых. Тебе самому, кстати, просветление отнюдь не гарантировано, и это тоже, видимо, дань традиции.

Однако прислушиваться к хлопку одной ладони вам совсем не обязательно. О том, как в Blogger’е делаются каты, хорошо, подробно, очень внятно и безо всякого дзена рассказывается вот тут, а также здесь (тестировала оба варианта, всё работает). Кстати, пользуюсь случаем, чтобы поблагодарить авторов указанных сообщений за эти самые сообщения. Я в конце концов остановилась на методе Lamer’а (по второй ссылке; он часть текста не обрезает, а именно сворачивает, то есть при нажатии аналога «Read more…» читатель остаётся на той же странице), но если кто-то сочтёт его чересчур сложным, у него всегда останется возможность прибегнуть к методу Tod’а (первая ссылка) и получить аналог ЖЖ-ката.

Фатальный минус: если вы исключаете из ката не абзац целиком, а только часть абзаца, Firefox начнёт тупить, капризничать, прикидываться валенком и читать код сикось-накось (например, если вы хотите взять в качестве аннотации к постингу часть абзаца без начала и конца, то он уберёт под кат весь постинг). Что касается IE, то с ним у меня пока никаких конфликтов не возникало — отображает всё как положено.

Дальше. Я, поскольку вообще никогда не пользуюсь редактором интерфейса даже для правки постингов, а пишу строго в Word’е и публикую и правлю через Semagic, нашла довольно кривой систему публикации (особенно режим предпросмотра, в котором, несмотря на название, постинг отображается отнюдь не так, как он будет выглядеть в действительности). Тем не менее, эта система, невзирая на очевидные, с моей личной точки зрения, недостатки, приемлема даже для меня.

Крупный минус — подходящего клиента для Blogger’а (вроде того же семаджика) пока не нашла. Есть какой-то, но он хочет устновки Java на клиентскую машину, а это без меня.

Заливка картинок в виде виджетов (в сайдбар или сверху и снизу страницы) — это отдельный цирк с конями, требующий разрешения для blogger.com то ли ActiveX, то ли ещё какой херни. Какого именно рожна требуется, я до конца не поняла, потому что боролась с этой сволочью посредством двух обозревателей, и во время спарринга мне было не до научных изысканий в области уёб 2.0. Скажу только, что у меня всё получилось, когда я директивным порядком приказала IE считать соединение с blogger.com безопасным. В FF так нихрена и не получилось.

Но мозговая ебля с интерфейсом — это, по большому счёту, фигня на палочке. А вот отсутствие возможности публиковать многостраничные постинги — это, пожалуй, самое неприятное отсутствие. Все вы отлично знаете, какие простыни я нередко пишу, так что для меня такая опция отнюдь не новомодная цацка, а ещё ажно вчерашняя вполне практическая необходимость. К тому же с увеличением количества записей встаёт вопрос администрирования меток: у активно живущего человека круг интересов, как правило, всё время расширяется, отчего меток в его блоге становится всё больше и больше, и раньше или позже у него возникает настоятельная потребность объединить некоторые из них в более общие категории, но при этом так, чтобы прежние группы всё-таки не смешивались. В этом смысле многостраничность смогла бы взять на себя часть функций меток. Так, например, если у вас есть штук десять постингов на какую-либо тему — особенно такую, какую вы сами для себя уже закрыли и которую к тому же не хотелось бы пришивать без дополнительных примечаний ни к какой другой, — такие постинги разумнее вначале собрать под одной «обложкой» и уже после этого включить в более крупную категорию, освободив, соответственно, пространство для более актуальной новой метки. Я говорю о высвобождении пространства не потому, что в Blogger’е существует ограничение на количество меток (мне о таком ограничении ничего не известно), а потому что боковая панель, где логично размещать рубрикатор, не резиновая. То есть она, конечно, в теории резиновая, но заставлять читателей проматывать километровый каталог в поисках нужной бирки отнюдь не лучший способ презентации. В общем, многостраничные постинги рулят, и жаль, что в Blogger’е их нет. Очень надеюсь, что появятся.

Насчёт подзамков. Подзамки невозможны. Можно сделать ограниченный доступ только ко всему блогу, но не к отдельным постингам. Это минус, по-моему, несмотря на то, что подзамками я почти и не пользовалась. Минус, просто потому что мне не нравится, когда чего-то нет.

О специфике blogspot

Непосредственно в Bloggere нет аналога ЖЖшной френдленты. Для меня это не имеет значения (да и в целом это уже давно неактуально ввиду наличия кучи агрегаторов), как для вас — решайте сами. Например, если у вас есть аккаунт Гугля, вам не составит труда использовать штатный гуглевский онлайн-агрегатор. Но главное не само отсутствие френд-ленты, а закономерное следствие этого отсутствия — низкая внутриbloggerская социальная активность. Если русскоязычный ЖЖ — это сеть, где очень развиты связи между отдельными юзерами, где каждый знает каждого хотя бы через три-четыре звена в цепочке и где аукается и откликается практически мгновенно, то Blogger — платформа скорее для индивидуалистов, занятых собственными изысканиями — профессиональными проектами или попытками заработать деньги. Можно открыть свой профиль и поискать людей по совпадениям интересов или по месту жительства. Можно нажать на кнопку «Следующий блог» на панели сверху (если она есть, а у меня, например, её нет). Можно ввести ключевые слова и запустить поиск. Ещё можно поглядеть комменты к чужим постингам. Но это и всё. Френд-лент нет (можно, конечно, привинтить blogroll, но это не френд-лента в любом случае), списков друзей тоже нет (хотя никто не запрещает вписать в боковую панель сколько угодно ссылок, но это опять же другая фича), нет и централизованного поиска по интересам. Есть возможность создать своего рода коммьюнити, но его участников ещё надо найти.

Общая тусовка, одним словом, отсутствует, есть в лучшем случае только маленькие группы — земляческие или клубные.

Хорошо ли это — решать вам самим. Я, с одной стороны, не могу назвать себя человеком безусловно компанейским и предпочитаю общение с уже знакомыми людьми. С другой — у меня вообще проблемы по части налаживания отношений. Так что мне этот тихий уголочек весьма приятен. Но для кого-то, конечно, такое анахоретство покажется скучноватым.

Едем дальше. Коль скоро отсутствует тусовка — значит, отсутствует и свора, для которой тусня есть необходимая почва. То есть забегают, наверное, мартышки-то, но я на них пока не натыкалась.

О группах. Во-первых, очень много линуксоидов. Если вы линуксоид, вам сюда, они тут всех сортов, цветов и размеров. Вообще, по моим наблюдениям, программирование тут — один из основных общих интересов, потому что шаблон после сборки желательно обрабатывать напильником, иначе окажется либо уныло, либо некрасиво, либо неудобно. При этом обрабатывается шаблон нередко вручную, так как львиная доля виджетов, гаджетов и прочих плагинов предназначена для Word Press. Я не программист, меня просто мало что пугает. Во всяком случае, обработка шаблона точно не входит в список пугающего.

Во-вторых, полно тех, кто всерьёз рассчитывает хорошо подзаработать на рекламе в своих блогах. Поскольку Blogger не только не пихает рекламу насильно (даже свою, кстати сказать. Баннер, который висит у меня на страничках внизу — это целиком моя личная инициатива), но ещё и разрешает размещать собственную, многие считают его лакомым куском. Эти многие делятся на две группы — боты и честные юзеры. Боты, как водится, ползают по сети, собирают постинги разных людей на актуальные темы и формируют из них контент, который владелец бота размещает у себя в дневнике (если поставил ссылку на исходник — считай, хороший человек, совесть ещё не потерял). Время от времени этот симбионт пишет что-нибудь несущественное от себя… видимо, чтобы алфавит не забыть.

Честные юзеры занимаются… э… креативным блоговедением: стараются писать что-то новенькое сами, постоянно стригут, причёсывают и маникюрят дизайн, очень большое внимание уделяют апгрейду блога и т.д. У честных юзеров можно найти интересные дизайнерские решения и дофига прочих полезных штук. И они, кстати, в отличие от ботов таки выигрывают в стратегическом отношении, потому что пусть и маленькая, но своя аудитория у них всё-таки есть. К ботам же чаще всего попадают по ссылкам поисковиков и, зайдя один раз, больше уже не возвращаются.

В-третьих, много специализированных блогов. При этом культура эссеистики и популяризации знаний у отечественных специалистов традиционно в жопе, в связи с чем выражать свои мысли ярко и непосредственно у них не получается. Люди — нередко эксперты в своём деле — пишут так, будто ничего важнее в жизни, чем этот нищасный блог, они не делали, отчего постинги в большинстве специализированных журналов из тех, что я смотрела на blogspot, отдают какой-то замогильной торжественностью и суконным пуританством. Редкие исключения — всё те же программеры и блоговеды, эти пишут иногда даже с огоньком. Но таких, чтоб зажыгали, я пока не встречала.

Полагаю, это во многом проблема платформы как таковой. Просто люди, которые пишут интересно и красиво, обычно стремятся к общению (потому что их стиль рождён отнюдь не замкнутостью, а наоборот, открытостью, способностью наблюдать, видеть и натыкаться… и вообще любовью к внешнему миру), а с общением в Blogger’е, как я уже сказала, швах, тут централизация минимальна. Строго говоря, и самого-то такого понятия, как «в Blogger’е» быть не может, потому что общая для всех платформа, конечно, есть, а вот общего забора нет. В связи с этим новички из числа одарённых выбирают именно ЖЖ, а не Blogger, ну а дальше уже, когда появляется аудитория и связи, переехать становится не так-то просто: и теряться не хочется, и весь административный танец приходится плясать по новой (регистрация, оформление, доработка напильником, перенос постингов и т.п.).

В-четвёртых, есть просто лытдыбровые блоги, но таких мало, и они, как в основном и все лытдыбровые блоги, омерзительно скучны.

Русскоязычных блогов о политике не видела. Судя по всему, она тут просто не тема.

Блогов об актуальных социальных проблемах тоже не встречала… опять же, в русскоязычном секторе, потому что видела, например, пишущих «социалку» испанцев, причём даже не двух, а по меньшей мере человек пять-шесть (правда, все они — профессиональные журналисты, для которых блог — просто авторская колонка).

Blogger’ы, в общем, по большей части заняты каждый собственным бизнесом — хоть в прямом, хоть в переносном смысле, — остальное их просто не волнует.

Почему именно Blogger?

Если говорить об оптимальности, то в моём случае (тотальное распиздяйство по части соблюдения хоть какого-то расписания и полная неизвестность того, что будет с моими финансами завтра… и будут ли они вообще) оптимальным было бы завести собственный сервер. У меня была надежда, что он в ближайшем будущем появится, но в начале мая эта надежда помахала мне ручкой. Так что в действительности я зарилась не на Blogger, а на b2evolution. На него же, видимо, и перееду, когда звёзды правильно встанут (хотя, может быть, они встанут настолько правильно, что и преезжать не понадобится). Платформа вменяемая, вполне удобная и очень навороченная, не нашла я в ней только лысого барсика (хотя, возможно, просто потому что не искала его прицельно). Но о планах в другой раз.
Итак, когда с сервером случился облом, я пошла искать бесплатные блог-платформы. Бесплатных крупных блог-платформ (с мелочёвкой связываться себе дороже) на сегодняшний день две — это blospot и wordpress. Так вот, wordpress — это без меня (и в том, что касается платформы, и в том, что касается хостинга). Я не доверяю ему. Объяснить не просите, это иррациональное.
Blogspot показался мне надёжным. Да, тут много чего аппетитного нет, но у меня есть почти железобетонная убеждённость, что Google (а именно Google — владелец Blogger’а) позволит мне заботиться только о внешнем виде журнала и о его содержании. А недостающее, кстати, может быть, и привинчивается, надо только поискать хорошенько.

Как-то так пока.

11 комментариев:

Анонимный комментирует...

Дальше индивидуальные глюки. Js-kit позволяет администрировать чужие комменты только через js-kit’овский же интерфейс (то есть удалить какую-нибудь мандавошку тупо, не выходя из своего блога, я просто не смогу, мне придётся идти на js-kit).

Это совсем неверно. Js-kit позволяет модерировать прямо из ветки комментариев. И социалка у него, кстати, отключаемая.

Schisma комментирует...

Странно... тестировала с двух аккаунтов -- этого и OpenID. Видимо, чего-то то ли не дотумкала, то ли недоглядела.
Ладно, спасибо, что сказали, попробую на тестовом блоге ещё раз.
А вы сами js-kit'овскими комментами не пользовались? Была бы в любом случае признательна за обстоятельный отзыв.

chydatour комментирует...

....хех..прочитал..являюсь начиюшим "блогером"...много почерпнул полезного..в общем ..СПС..

Schisma комментирует...

2 chydatour

Рада, если пригодилось. С 2008 года, кстати, в Блоггер внесено много изменений, и некоторые пункты моего обзора уже неактуальны. Так, появился и встроенный кат, и возможность создавать статичные страницы, и облако тэгов, и комменты, как видите, можно писать, не уходя со страницы постинга. Разработчики, судя по их заявлениям, останавливаться на этом не собираются, так что, похоже, я не ошиблась, когда говорила о тенденции Блоггера к развитию и его общей перспективности.

Удачи в освоении. :) Если понадобится консультация по отдельным вопросам, пишите, накидаю ссылок.

chydatour комментирует...

..со многим уже освоился и разобрался...непойму только почему нет индексации в самом Гугле на тексты..или ему надо больше времени?...не всегда удобно давать прямую сылку..проще сказать посмотри в Гугле на теме "такую-то "...может чего подскажите..ПЛИЗЗЗ

Schisma комментирует...

2 chydatour

К сожалению, я такими вопросами, как индексация, рейтинги, ТИЦ и прочее, не заморачиваюсь, так что, боюсь, в этом вопросе помочь вам не смогу. Может, вам стоит обратиться к Тоду?

Хотя если у вас всего два постинга в блоге, то не совсем понятно, какие сложности могут возникнуть с поиском прямых ссылок. Впрочем, это ваше дело, разумеется.

Анонимный комментирует...

Отлично написано! Как разведчик, всё что надо разведал :) Спасибо.

Schisma комментирует...

2 cepbiu

Рада, что пригодилось. Только учтите, что за два года тут добавлено очень много новых здоровских возможностей. Фактически, блогспот стал ещё лучше. :)

Анонимный комментирует...

I've looking for this info for a long time, thanks for your work.

Schisma комментирует...

2 Anonymous

You are welcome.

Schisma комментирует...

Cпамеры заебали, комментарии к этому постингу закрываю.