«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем... Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться».

Мартин Нимёллер. «Когда они пришли…»

14 июня 2008 г.

Почти совсем не о Че

Честно говоря, у меня была мысль просто дать ссылку на какую-нибудь хорошую статью о Че, потому что сама я хорошую статью о нём не напишу: я не настолько в теме, и мне слабо. Но выяснилось, что хороших статей о Че нет. Максимум, что есть, — это анализ событий, критика профанации образа Че и попытки порассуждать о «феномене Че» (галиматью, вроде попыток осмыслить собственное к Че отношение, я в расчёт не беру, потому что сопли).

Ладно, давайте в двух, буквально, словах о «феномене Че».




Одни говорят, что его популярность — следствие гениальности (в том смысле, что он намного опередил своё время, и только сейчас, в начале XXI века, становится ясна его правота). Другие на это возражают: хрен, у Че просто была фотогеничная морда и пристрастие к стилю «милитари»… ну, это не считая того, что он умер молодым. Третьи что-то там воркуют про героическую харизму.

Я всю эту шизу разной степени бредовости читаю и неиллюзорно хуею, потому что популярность Че (это, простите, даже не имха, а просто констатация) объясняется не чем иным, как уникальной щедростью. Он отдавал всё всем. Его ведь не от балды с Христом ровняют. Да, у него, в отличие от Христа, были ажно две жены и несметное количество одних только законных детей. Но это, в сущности, и всё, что у него было. Это о нём: «Потому что мир — твоя колыбель, и могила — мир». Он родился в Аргентине, революцию сделал на Кубе, к тактической обстановке приглядывался везде, куда его заносило, с повстанческой армией пытался взаимодействовать в Конго, а погиб в Боливии, готовя «континентальную герилью». «Континентальную» читать в самом прямом смысле: для него не существовало границ. Это недаром: Святой Эрнесто Ла Игеры. Это ни единым словом не эпитет, а прямое утверждение.

Что здесь непонятного и о чём тут можно рассусоливать? Какие идеи, какая внешность, какая харизма? И идеи, и внешность, и харизма — это простые, как валенок, следствия внутреннего содержания, а содержание там было такое, что я, например, лучше сразу в сторонку отойду.

Феномен Гевары заключается в том, что он был абсолютный мужчина — вот именно потому, что был абсолютно бескорыстен.

У этой бескорыстности, кстати, было и второе следствие: именно она всерьёз напугала империю, в основе которой лежит самоценность капитала. Напугала до такой степени, что империя без промедления казнила его, раненого и пленного, гражданина чужой страны, к тому же на территории третьего государства. При этом палач Гевары (не мальчик, не слабонервный и, уверена, не трус — на трусов такую ответственность не возлагают) решился нажать на курок только с третьего захода. Мало того, по одной из легенд, эта решимость обнаружилась лишь вследствие прямого оскорбления, которое приговорённый бросил ему в лицо. Вы представляете себе, до какой степени нужно быть мужчиной, чтобы твой враг не отваживался отправить тебя на тот свет?

Ну, и о профанации до кучи, потому что одно с другим спаяно намертво. Попытки сделать образ Че гламурным и модным, все эти разглагольствования о его фотогеничной внешности и о его бабах, все эти сплетни и враньё (и даже всё те же «попытки осмысления феномена» — хрен ли там осмысливать-то, если там всё на поверхности?) суть очень плохо замаскированные притязания серости, убогости и мужеложства на роль нормы. Бюргерский мир хочет, чтобы Че так и остался феноменом, то есть исключением. Бюргерскому миру так спокойней, и совсем не потому, что Че маячит перед ним призраком коммунизма. Коммунизм — это ещё так, цветочки. С ним можно бороться, и, как показывает практика, далеко небезуспешно. Ягодки же суть процесс беспристрастного сравнения себя с Че, при котором любой бюргер очень быстро становится сам себе омерзителен. А вот с самооценкой ниже плинтуса выжить становится уже невозможно, это вам не политическая экономия. Так что профанацию образа Гевары: все эти маечки, наклеечки, песни революционеров в исполнении сытых девочек и прочую пошлятину, в ряду которой и настойчивое стремление журналюг истрепать имя Че до последней крайности, — можно смело считать жизненно важной задачей современного мира, обусловленной базовым инстинктом самосохранения.

Итого. Глядя на сегодняшнюю газетную вакханалию, можно уже в совершенно полной мере представить себе, чтó для современного мира означает жизнь, если несомненые мужество и щедрость угрожают ему смертью. Господа интеллигенты — все эти любители дохлятины, поющие осанну фантомам и пугающиеся фантомов, — смотрят явно не туда и не тем местом. Основа антиутопии не в том, что человечество может ошибиться в выборе идеалов, а в том, что оно на сегодняшнем этапе массово не способно ни порождать их, ни следовать им.

Ну, а святые попросту воплощают идеалы. И грех сей в глазах импотентов не простителен ни при каких условиях.





Все фото отсюда.



Комментариев нет:

Отправить комментарий