«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем... Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться».

Мартин Нимёллер. «Когда они пришли…»

22 сентября 2008 г.

Добро пожаловать в реальный мир

Почитала тут… всякое. И подумала вот о чём.

Мы в не самое худшее время живём, дорогие товарищи. Да, сейчас очень сложно говорить вслух, потому что едва ли не о каждом слове приходится думать: «А не огребу ли я проблем? И если я сам не огребу проблем, то не аукнется ли моё слово родным и близким?» Но… я, вот, тут всякое почитала и поняла, что это мелочи. Мелочи, потому что сохраняется главное: в человеке, каким бы он ни был, государство видит мыслящее существо, способное сформировать своё мнение, встать в оппозицию и даже сделаться опасным. Как бы парадоксально это ни прозвучало, но, в сущности, это позиция уважения. И как бы сложно нам сегодня ни приходилось, мы можем быть уверены: в нас признают равных и дееспособных.

Мы можем бежать от проблем (например, за границу), можем предать свои убеждения и начать говорить не то, что думаем, а то, что проще, или даже вообще замолчать. Но это будет наш нравственный выбор.

У нас есть выбор, понимаете?

Его не станет, когда к власти придёт вот это. Когда за мнение начнут не преследовать, а выдавать диагнозы.

«…если не пробрали до печенок, значит, печенок… нет» — всё. Дальше делай что хочешь — тебя просто не воспримут как дееспособного по факту твоей во всеуслышанье объявленной неполноценности.

Хорошая тема для антиутопии, да? Кажется, уж кто только не писал об этом (и, в частности, о том, как будут «лечить» инакомыслящих). Ну, и мы, кажется, имеем все шансы дожить.

ЗЫ. Не стоило бы слов, если бы не количество и качество комментов. Народ уже готов, понимаете? Один ляпнул — сотня покивала, десять подхватили и дальше понесли, вот ведь что погано-то…


2 комментария:

Анонимный комментирует...

Как-то не впечатлило. Ну сказал один жжист некую (возможно) глупость, ну прописал ему за это другой жжист некий (возможно необоснованый) диагноз - ну да. Но чем это хуже и трагичнее чем какой-нибудь, к примеру, кричалки навроде "кто более за 'Динамо' у того стоит непрямо?" Тоже ведь типа медицинский диагноз, нет? )
И "ставили" такие "диагнозы" всегда во все времена и при любой власти, и, сдаётся мне, ставить будут - в определённых кругах, разумеется.

Ну то есть то, что Дивов в своё ЖЖ ведёт себя неумно - это, возможно, и является поводом для сожаления - но уж явно не для столь масштабных выводов о сравнении времён в плане преследования за убеждения и т.п ) В конце-концов, глупо проецировать действия средненько-популярного ЖЖиста, предпринимаемые им для развлечения стайки собственных поклонников, с действиями этого же человека в случае гипотетического прихода его к власти :)

О праве говорить и праве молчать, о нравственном выборе и прочем - оно конечно всё неплохо написано. Но как-то несерьезно и пафосно выглядит в контексте приведенной ссылке.

Schisma комментирует...

Спасибо. Вы правы: впечатляться тут нечем, и выглядит несерьёзно, ибо сопли, по сути. На самом деле, чтоб выглядело серьёзно, мне надо было писать ещё одну телегу и начинать ab ovo, то есть, если по уму, то с учебника по истории, а если по-журналистски, то как минимум с того момента, когда я появилась в ЖЖ и, по своему обыкновению, перевела все внешние конфликты и внутренние противоречия в зоне видимости в терминальную стадию. Ибо дело не в том, что такие диагнозы ставили всегда, а дело в том, что, наблюдая за течением жизни, я вижу, как эти диагнозы всё охотней и охотней получают общее одобрение -- и чем дальше, тем стремительней развивается этот процесс. Если проводить вашу аналогию с фанатской кричалкой, то сегодня мы наблюдаем уже не дразнилку, о которой и сам дразнящийся знает, что она глупость, а совершенно серьёзное утверждение, которое и воспринимается как таковое, и подхватывается с аналогичным же настроением.

В этом смысле совершенно не важно, насколько умно или неумно ведёт себя Дивов, а важно только, как его слова воспринимает толпа. У Дивова талант собирать вокруг себя фокус-группы, прощупывать почву и создавать мемы, причём не только для интернета. Это пока что единственный его несомненный и притом замеченный мною талант, но именно в этом ему мало равных. Так что за результатами его "геологических экспедиций" стоит наблюдать ещё и потому, что они чётко показывают тенденции. По этой же причине не принимать их всерьёз... ну, на мой взгляд, недальновидно.

Отправить комментарий