«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем... Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться».

Мартин Нимёллер. «Когда они пришли…»

12 сентября 2008 г.

Добро пожаловать на плантацию

Сегодня СУП выступил с очередным историческим заявлением:

Во вторник, 16 сентября, увидит свет новая версия популярного онлайн-СМИ Газета.ru. Одним из главных нововведений этой версии является использование мнений авторов блогов ЖЖ в качестве комментария к статье. Часть материалов Газеты.ru будет сопровождаться врезками из популярных и наиболее интересных постов ЖЖ-блоггеров. Таким образом, любой рядовой блоггер может стать соавтором популярного онлайнового издания.

Это, ребята, знаете, как называется? Это называется использование чужого интеллектуального продукта в коммерческих целях. Ещё это называется враньём, потому что текст во врезках является элементом дизайна, а не самой статьи, и, таким образом, ни о каком соавторстве речи не может идти даже теоретически.

Фактически, граждане ЖЖисты, СУП начинает использовать вас уже непосредственно как негров на плантациях: блоггерство нынче в моде, ссылки на блоггеров привлекают аудиторию (потому что любой аудитории всегда интересней общаться с живыми людьми, чем с какой-нибудь там газетой), СУП всё это видит и делает ваш якобы не окупающийся без рекламы контент изюминкой своего издания «Газета.ру», отчего аудитория «Газеты.ру» расширяется, а вы остаётесь с кучей рекламы (за которую вам не заплатят ни копейки) и с чувством собственного величия (мол, хозяин меня заметил и ажно в газете пропиарил).

Только не тешьте себя иллюзиями о том, что и ваша аудитория вырастет прямо пропорционально росту аудитории «Газеты.ру». Ваша аудитория растёт пропорционально росту огромного количества параметров, среди которых первым является количество, качество и степень сетевой активности ваших собственных подписчиков на текущий момент. Кроме того, учтите, что для среднего читателя авторитетность газеты (любой) всегда ниже, чем авторитетность блоггера, на журнал которого этот читатель подписан. Иными словами, если вас пропиарит блоггер, вы гарантированно получите от одного до пятидесяти постоянных читателей (в зависимости от величины аудитории блоггера), а вот если вас пропиарит газета, всё, что вы получите гарантированно, — это кучу троллей в комментах.

Для поиска материалов в блогах используется стандартный поиск по блогам Яндекса, поэтому если вы не хотите, чтобы ваши записи попадали в поле зрения журналистов Газеты.ru, вам нужно зайти в настройки своего дневника и отключить опцию видимости вашего дневника для поисковых систем.

А это уже называется шантаж — коротко и ясно. Смысл в том, чтобы сделать как можно более незаметными и неслышными тех, кто против вышеуказанных нововведений.



Оффтоп. Я добавила возможность подписываться на обновления моих блогов по почте: просто вводите e-mail в форму, которую я разместила в сайдбаре (вверху, под картинкой), и нажимаете "ОК". Информация о почтовых адресах мне недоступна, так что эта возможность вполне подходит даже параноикам. Надеюсь, такая рассылка окажется удобной для тех, кто не пользуется агрегаторами или не видит обновления моих блогов в ЖЖ-френдленте (а то народ жаловался).


6 комментариев:

rybnyj-den комментирует...

Кстати, бесит манера сайта назлобу.ру беспрерывно перепечатывать ЖЖ. Впрочем, не само это, а то, что никогда не знаешь заранее, увидишь ли нормальную статью или цитату из ЖЖ. Но если они будут помечать - сразу будет заметен недостаток оригинального контента.

Schisma комментирует...

Спасибо, про назлобу не знала. Будет время -- гляну. В любом случае перепечатка или цитирование материалов сторонними изданиями -- это разговор немножко отдельный. Речь-то идёт о том, что СУП официально поощряет подобные вещи в отношени собственного коммерческого издания.

В принципе, копирайт в том виде, в каком он существует, меня, мягко говоря, бесит. Есть ведь и вполне приемлемые его аналоги, например, т.н. открытая лицензия, когда автор сам устанавливает права на своё произведение. (Это, кстати, одна из основных причин, по которым я буду десять раз думать, прежде чем насовать к себе в журнал платную рекламу, даже если это будет очень красивая реклама и если продукт, который будет предлагаться, я сама сочту идеалом: в случае размещения у себя платной рекламы я автоматически превращусь в коммерческий проект, что сразу ограничит мои возможности использования чужих материалов. Но моя мотивация -- это в некотором роде оффтоп, а мы тут как бы вообще.) Так вот, даже с точки зрения очень лояльной открытой лицензии, то, что делает СУП, недопустимо ни с какой стороны, потому что проект "Газета.ру" всё-таки коммерческий.

А комментарии представителя СУПа, которые я как раз сейчас читаю, вообще фееричней некуда. Этакое ясноглазое хамство без страха и упрёка.

Mamut комментирует...

Так вот о чем намекал Вадим Нестеров, будучи в легком шоке от совещания в газете.ру

мде... действительно...

Schisma комментирует...

2 mamut

О, а я Нестерова раз в месяц читаю... Спасибо, сейчас пойду гляну.

nselez комментирует...

А разве врезка из блога в газете это не реклама блога? Не вижу здесь ничего плохого. Если не нравится реклама блога, то, действительно, можно и отключить индексацию в поисковиках.

Schisma комментирует...

2 nselez

В первую очередь, это реклама самого ЖЖ (недаром цитироваться будут только ЖЖ-блоги, а не все подряд). Смысл этого нововведения в том, чтобы рассказать о ЖЖ как можно шире и привлечь туда как можно больше юзеров. Это, во-первых.

Во-вторых, как я уже сказала в постинге, это не та реклама, которая может принести блоггеру дивиденды. Скорее уж троллей приведёт, чем постоянных читателей.

В-третьих, суть вообще не в том, реклама это или не реклама для блоггера. Суть в том, что СУП использует чужой интеллектуальный продукт в собственных коммерческих целях, причём делает это хамски, открыто плюя на законодательство. И на протесты тех, кто не желает с этим мириться, отвечает таким же хамским отказом.

В-четвёртых, насчёт индексации. Там, в комментах, очень правильно высказалась lady-nb: претензии могут быть к изданию, в котором публикуется подобная "реклама", но не к возможности обнаружения журнала поисковыми машинами. Очень многие ведут профессиональные блоги, им хочется, чтобы их могли находить и слышать как минимум коллеги.

Ещё одну причину я уже указывала в комментариях выше: у меня, например, очень насыщенный ссылками на чужие работы контент. Но до тех пор, пока я не извлекаю выгоду из своих блогов, я могу спать совершенно спокойно: меня защищает закон об авторском праве, где чёрным по белому прописана возможность использования чужого копирайтного продукта в необходимом объёме без согласования с автором в просветительской, культурной и т.п. работе. Но при малейшем сомнении в моём бессребренничестве я могу легко получить одномоментно порядка полусотни вызовов в суд. Перепечатка даже части моей статьи в коммерческом издании типа "Газета.ру" -- не важно, получу я за это деньги и новых подписчиков или нет, -- немедленно поставит меня на грань нарушения чужих авторских прав. Но если мне это не грозит, потому что я в Blogger'е, а ЖЖ закрыла, то для других эта перспектива становится как никогда актуальной.

Репутация издания, которое делает перепубликацию, -- это тоже не последний фактор. Я, например, на сегодняшний день не могу назвать ни одного сетевого коммерческого проекта, в котором хотела бы участвовать на партнёрских основаниях. И, похоже, в подобном же духе рассуждают очень многие блоггеры.

Так что причин очень, очень много, дело не только в нежелании пиариться. Дело в том, где и какими методами ведётся пиар-компания, что с неё получает блоггер и какова цена отказа от этой "рекламы".

Отправить комментарий