«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем... Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться».

Мартин Нимёллер. «Когда они пришли…»

20 августа 2008 г.

Пара соображений в довесок…

к телеге об импотенции и перспективах.

На самом деле выход есть, точнее был — это активный раздел государства на три части — европейскую, сибирскую и дальневосточную.

Если уж фантазировать, то зачем отказывать себе в удовольствии фантазировать на всю катушку, верно? Пожалуй, активное деление по федеральным округам было бы даже правильнее. Я хочу пояснить эту мысль.

Время империй в их традиционном понимании уходит. Мы живём в эпоху глобализации (процесса образования метаимперии, если угодно), с которой глупо воевать, потому что она объективна, она — закономерный результат исторического развития. Можно любить этот процесс или не любить, но полагать его обратимым, увы, нельзя.

В этих условиях определяющим становится фактор культурного влияния. А так как основой любой, без исключения, культуры является язык, то глобализация — это, по сути, языковая экспансия.

В связи с этим оказывается не важно, сколько людей в действительности говорит на каком-либо языке изначально. Важнее другое — сколько стран готовы официально обслуживать тот или иной язык.

Что такое обслуживание языка? Обслуживание языка — это на практическом уровне вложения в культуру и образование населения. Это выпуск периодики на языке (то есть создание и поддержка журналистской и дикторской школ). Это выпуск различной литературы, от методической до художественной, а так же кинематографическое и театральное искусство, то есть создание и поддержка переводческой, редакторской, театральной, кинематографической и т.п. школ. Это, одним словом, филологическое отделение Академии Наук, что в первую очередь подразумевает постоянное развитие гуманитарного образования, как школьного, так и университетского.

Теперь простая арифметика: количество возможных путей культурной экспансии прямо пропорционально количеству стран, обслуживающих определённую культуру. Соответственно, чем больше таких стран имеется, тем больше вероятность, что эта культура распространится широко и повсеместно. Одновременно же независимость этих стран друг от друга открывает массу возможностей по систематизации культурного процесса. Если говорить о полюсах этих возможностей, то мы можем, например, переложить на одну из этих стран функции культурного центра (некое ядро, устойчивое к чужой экспансии и одновременно являющееся ориентиром для остальных участников культурного договора, которые, соответственно, берут на себя роль буфера и одновременно фильтра культурных заимствований), а можем, наоборот, равномерно распределить обязанности по обслуживанию языка между всеми странами, входящими в интересующую нас культурную зону. Между этими двумя полюсами лежит масса комбинационных вариантов, каждый из которых окажется жизнеспособным в своих условиях реализации.

Почему я с такой лёгкостью говорю о том, что Россию надо «распилить»? Дорогие товарищи, давайте смотреть правде в глаза. У тех, кому за тридцать (а именно они составляют наиболее продуктивную часть населения, потому что у них уже есть опыт и ещё есть силы), родины нет. Причём родины у них нет не как у эмигрантов, которые в любой момент могут вернуться, главное — захотеть. Родины у тех, кому за тридцать, нет в том смысле, что её просто физически нет. И уже не вернёшь. Хотим мы того или не хотим, но мы не русские и не татары, и не башкирцы, и не украинцы. Мы, что бы там сами себе ни думали и какой бы национальной идеей ни желали утешиться, — советские, «шурави».

Мы прекрасно знаем все недостатки советской системы, но мы не менее хорошо осведомлены и о её достоинствах. И чем дальше «развивается» Россия, тем более мы склонны проводить сравнение её с Советским Союзом в пользу последнего.

Те, кому за двадцать, этого не знают и знать не могут. Они выросли в бардаке и думают, что бардак — это такое чисто естественное состояние, которое, во-первых, отлично вписывается в общую мировую картину, а во-вторых, способно трансформироваться до какого-то мифического порядка. Так вот, дорогие граждане, ответственно вам заявляю, что нынешними темпами сегодняшние двадцатилетние очень быстро прибегут к единственно возможному «порядку», а именно к фарсовому аналогу конца тридцатых, а затем и начала-середины сороковых годов СССР. Фарсом это будет не потому, что прольётся меньше крови (может, меньше, а может, даже и больше, но это сегодня неизвестно, да и не показатель в данном случае), а потому что репрессированные и погибшие в войнах, в отличие от тех, кого преследовал Сталин и тех, кто погибал под Киевом и Берлином, не будут знать, во имя какой идеи их гноят в тюрьмах и за что они, вообще, сражаются. У формулы «завтра крах, поэтому надо успеть нажиться сегодня» идеи нет (точнее, она есть, но настолько откровенно асоциальная, что назвать её идеей у простого человека язык не повернётся). В Великую Отечественную мы сражались со злом, без дураков: против нас шли, натурально, оккупанты, которые хотели захватить нашу землю и низвести нас до уровня рабочего и подопытного скота. Сегодня зло не вовне, но внутри: наше собственное государство пытается сделать с нами то, что не вышло у немецких нацистов середины XX века.

Вам нравится такая Россия?

А другой у нас не будет, потому что нет общенародной идеи. На нуле у нас пассионарность, понимаете? Интернетные ура-патриоты — это такая капля в море, что её даже считать смешно, а остальных волнует: а) смогут ли они создать стратегический запас ресурсов (денег, недвижимости и т.п.) на случай потери основного источника доходов, б) сколько памперсов для ребёнка купить на период дачного сезона и в) (факультативно) когда же, наконец, в эту чёртову глубинку проведут нормальный интернет.

Это нехорошо, да? Надо, чтобы человек был более сознательным, правильно? Да, правильно. Но для того, чтобы он стал более сознательным, следует вначале либо удовлетворить его первичные потребности, либо сделать условия жизни рабочих уже совершенно невыносимыми, это ещё Карл Маркс и Фридрих Энгельс отметили. И я лично против того, чтобы делать чьи-либо условия жизни невыносимыми, это плохой бизнес. А удовлетворить первичные потребности своих граждан государство сейчас не в состоянии. Следовательно, пассивность народных масс надо принимать как данность и исходить из неё в текущих условиях как из константы, а не как из переменной, которую можно менять с помощью пропаганды и прочего идеологического барахла.

Если исходить из неё как из константы, становится ясно, что ради единой великой России народ и пальцем не шевельнёт: не до России ему (как, впрочем, и лидерам). И что это означает? А это, товарищи, означает, что Россия кончилась как объективная реальность. Уже кончилась. Жителя европейской части заботит ситуация на европейской части. Факт передачи китайцам хабаровского острова Тарабарова житель европейской части, уверена, даже не отметил… и не исключаю, что некоторые вообще только от меня узнали. Где тысячные демонстрации протеста? Где аршинные статьи в газетах? Где всеобщая интернет-полемика вокруг этого маленького факта? Нету её.

Точно так же нету ни тысячных демонстраций протеста, ни аршинных статей во всех печатных изданиях, ни полемики по поводу участия наших срочников в грузинской кампании (четверо погибших только по официальным данным, а «пропавших без вести» — читай, тех же погибших, — а также раненых и контуженных ещё никто и не считал).

Никого на европейской части не волнует, что происходит в Хабаровске. Никто из хабаровчан, случись чего, не поедет восстанавливать от последствий наводнения Петербург. Никому нет дела до чужих детей. И вы не заставите людей думать иначе, потому что у них такая прорва своих проблем, что они даже не интересуются событиями общероссийского масштаба: им не до того. Что-то там кто-то в телевизоре как-то сказал — да и чёрт бы ним, всё равно он на другие реалии ориентирован.

В таких условиях распад России на несколько мелких частей не только возможен, но и, фактически, гарантирован. Вот только в случае активного сценария наши же, советские люди получат свою же землю, причём в относительной целости и сохранности (ну, да, за вычетом Тарабарова). И мы сможем сохранить в целости культурное пространство со всеми вытекающими (см. выше) последствиями. А если пустить всё на самотёк, эта земля будет принадлежать Китаю, Японии, Великобритании и Штатам, нам же останется только клочок на территории сегодняшней европейской части России. Вот и вся разница.

Теперь по поводу вот этого:

если вы способны, умны и тем более образованны — уезжайте и сохраняйте себя и своих детей. Сейчас у России нет будущего, но когда она окажется в руинах, ей не на кого будет надеяться, кроме как на выживших.

Несмотря на то, что я считаю своей родиной СССР и не люблю современную Россию всей возможной нелюбовью, я не могу игнорировать вопросы сохранности русской культуры, а значит, и лучших её носителей, потому что именно на русском культурном поле я могу реализоваться наиболее полно. Именно на русском культурном поле я могу быть более всего востребована. Я со своими знаниями и способностями не нужна никому, кроме таких же носителей русского языка, как я сама. Если от России останутся только полуграмотные, зека и имиджмейкеры, мне можно будет сразу ложиться в гроб, потому что этим я не нужна совершенно точно.

Так что вопрос тут поднимается такой: на момент, когда России не станет уже совершенно фактически, вы лично будете представляете собою либо труп, либо спившегося дегенерата, либо мою аудиторию.

Теперь догадайтесь с трёх раз, в чём я заинтересована более прочего?

Это что касается моего «маленького гешефта». Теперь о потребностях России (точнее, того, что от неё останется). С моим «маленьким гешефтом» эти потребности, к сожалению, связаны напрямую.

Разыгрывать белогвардейский сценарий (с надеждой на то, что, вот, «большевики» уйдут, а мы тогда…) — это не только глупо, но и пошло. Прежде всего, следует признать, что родины у тех, кому за тридцать, давно уже нет — ни де-факто, ни де-юре. Советский Союз мёртв. И слово «возвращаться», таким образом, — это, применительно к моему поколению и тем, кто чуть младше и старше, фикция. Не надо тешить себя иллюзиями. Мы везде эмигранты, и при этом вернуться мы не можем за неимением точки возвращения.

Однако рождённые в семидесятых и начале-середине восьмидесятых — на свою беду — оказались последним поколением носителей преемственной культуры. Те, кто рождались в конце восьмидесятых и в девяностых, не говоря уже о двухтысячных, воспитывались и продолжают воспитываться уже вне преемственности, вне традиций, вне памяти. Лучше всего это доказывает полная безграмотность молодёжи в отношении родной истории и литературы. В каком-то смысле рождённых в СССР, действительно, можно сравнить с белогвардейцами, но при ближайшем рассмотрении это сравнение не выдержит критики, потому что в начале XX века у России был естественный хранитель культуры — крестьянство. Белогвардейцы были не базисом, а надстройкой. Сегодня, когда крестьянство фактически уничтожено, вся ответственность за культуру — в первую очередь за русский язык — лежит на нас. Мы и есть базис, понимаете?

Я поэтому и не говорю о возможности возвращения, что возвращаться нам некуда. Нам, повторяю, придётся строить. С нуля, своё. И не светлое будущее, а просто площадку для складирования культурного наследия и укрепления культурного контекста. Я недаром апеллировала к Израилю в конце своей телеги: у тех, кто рассеялся по всей земле в незапамятные времена, и у тех, кто ещё знает, что такое «будённовка» и почему радуется крестьянин, когда видит, что третьего января снег таки выпал, очень много общего, несмотря на то, что в одном случае мы имеем феномен национальный, а в другом — социальный.

Сколь бы ни была мала территория, которая в конечном счёте останется от России, нашей задачей будет — восстановление преемственности. Для этого мы должны сегодня иметь возможность сохранить себя живыми и желательно здоровыми и как можно более полно реализоваться. Нам нужны будут специалисты в гуманитарных областях — наравне с врачами, прорабами и прочими сантехниками, понимаете? Не те, кто защищает сегодня диплом на тему «Статус теории Фоменко в ракурсе дискурса декоммунизации экспроприированного», а нормальные специалисты — учителя, дикторы, экскурсоводы, корректоры, архивисты, наборщики…

Нельзя потерять связь с истоками. Смотреть в будущее можно лишь опираясь на прошлое. И мы должны сохраниться, потому что без нашего участия русская культура просто вымрет как вид.

Между тем потенциал у русской культуры очень большой, и наблюдать, как она сдохнет, мне лично не улыбается. Я не люблю, когда на алтарь бабла и амбиций кладутся жизнеспособные идеи и великие перспективы.

11 комментариев:

Анонимный комментирует...

Вопрос.
Для отработки идей взаимодействия с "принимающей культурой". Как бы нам запустить в популярное обращение идею, что далеко не все русскоговорящее население Украины составляет "пятую колонну"?
Если это удастся, то тогда возникает первый плацдарм.

Schisma комментирует...

Честно говоря, совсем не поняла вопроса. Можно переформулировать как-нибудь?

А что касается русскоговорящих на Украине, то, по-моему, чем активнее будут те, кто не составляет "пятую колонну", тем спокойней будут принимать русских украинцы. Сейчас-то большинство украинцев слышит в основном тех, кто как раз воду мутит, ну и, соответственно, к ним и формируется отношение (и, как следствие, переносится на всех русскоязычных).

А потом... справедливости ради, очень многие русскоговорящие на Украине составляют именно что "пятую колонну". Взять хоть тот же Крым: есть те, кому принципиально пофиг, и есть те, кто очень активно "за Россию". Фактически, это всё. Тех, кто "за Украину", тут малым мало... да и те, подозреваю, по большей части приезжие из других областей.

Большая проблема, на самом деле.

Анонимный комментирует...

Это, просто, я его погано сформулировал... А Вы на него, тем не менее, ухитрились ответить... :)

А с пророссийскими настроениями -- это да, это проблема...

По моим наблюдениям (наверняка -- не полным и не репрезентативным), на Восточной Украине самое проросийски настроенная часть населения -- пожилые бюджетники (и таких много), средний возраст, который махнул рукой на попытки встроиться как следует в общественные отношения (этих, к счастью, по-меньше) и "неосознанно-протестная" молодежь (по-моему совсем мало) -- то есть такие, которым хочется протестовать, но образования, терпения или ума, чтобы разобраться "против чего" и, главное, -- за что...

Самое обидное, что все эти люди категорически не понимают, что прожили почти 20 лет в другом государстве (и, на мой взгляд, более мягком, чем Россия) -- и совершенно не задумываются, а как они в Российскую-то систему встраиваться будут?..
Буде, конечно, их мечта осуществится...
В России и свои-то не шибко устроены...
В том же Крыму начнется лютый передел собственности -- и очнутся пророссийские крымчане -- хорошо, если в Туле или Пензе (а, ведь можно вспомнить и "добрые старые времена" -- если мы тут занимаемся созданием "действующего симулякра сталинизма" -- и подыскать им что-нибудь навроде Биробиджана... И все, заметьте, на исключительно рыночной основе!..) -- кое-кто и очнуться не успеет...

Украинская элита это, как раз, очень хорошо понимает и особых "объединительных" иллюзий не питает...

Но Вы абсолютно правы -- надо "подавать голос"... Хватит, наверное, отсиживаться на кухне... :)

Schisma комментирует...

Это, просто, я его погано сформулировал... А Вы на него, тем не менее, ухитрились ответить... :)

:D Я обычно, когда нечётко понимаю вопрос, начинаю говорить обо всём и сразу: глядишь, пол-ответа и появится! :))

Насчёт самой пророссийски настроенной части населения. В Крыму, и особенно в Севастополе, процент "протестной" молодёжи повыше, чем на Востоке (опять же, по моим наблюдениям). Видимо, играет роль местная историческая специфика и постоянный контакт с российскими же военнослужащими. Кроме того, пророссийский "средний возраст" тут несколько активнее, чем в целом по стране. Но в основном всё так и есть, как вы описали. Тут, на самом деле, хорошо бы посмотреть на региональную статистику, потому что без неё очень сложно разглядеть перспективу в отношении нынешней молодёжи. Тут ведь как, она может принять эстафету от старшего поколения, а может и не принять, и всё зависит от многих факторов, в числе которых не только трудоустроенное собственно молодёжи, но и -- даже в первую очередь -- наработка паттернов, которая зависит от круга общения. Пока что у меня картина складывается крайне нестабильная, и меня это, честно говоря, совсем не радует.

Самое обидное, что все эти люди категорически не понимают, что прожили почти 20 лет в другом государстве (и, на мой взгляд, более мягком, чем Россия) -- и совершенно не задумываются, а как они в Российскую-то систему встраиваться будут?..


Именно! Я тут живу четыре с половиной года, но разницу, что называется, успела шкурой почувствовать. И мне, честно говоря, просто жалко всех этих людей, которые сами не знают, во что хотят вляпаться.

В том же Крыму начнется лютый передел собственности

Тут в первую очередь начнутся татарские волнения и, не исключено, погромы. Причём кто кого будет громить -- это всё очень фифти-фифти. А самое главное, что наше драгоценное не только не будет разруливать нацпроблему, но ещё и воспольуется ею, чтоб показать, какое оно из себя драгоценное -- точно так же, как показало на примере Мартыновой, Аракчеева, Осетии и всех тем подобных. В Крыму и сейчас неспокойно: татары контролируют многие курортные города и заповедники, но не спешат обустраивать инфраструктуру и вообще делать красиво, что, естественно, многим же не нравится -- не только приезжим, но и местным. Но пока есть шанс разрулить это всё мирным порядком: просто пинать татарские власти, критиковать за то-сё, говорить, что, мол, неправильно ты, Мухтар Мухтарыч, себя ведёшь, фиговый ты, дескать, ночальнег. Раньше или позже это задерёт самих татар, и они таки выберут вместо Мухтар Мухтарыча нормального мужика и сами всё сделают по уму, а не по-мухтарову. Но стоит начать "наводить порядок" -- и они уже ничего не сделают, кроме иконы из "невинно пострадавших" Мухтаров.

А понимает это, к счастью, не только украинская элита, но и вообще все здравомыслящие люди. Другое дело, что, к сожалению, в "российских эксклавах" я здравомыслящих людей редко встречаю: они всё больше на сугубо украинской территории обитают (и, обитая там, воспринимаются крымчанами как род врагов или по меньшей мере чужих -- вот это-то и плохо).

С другой стороны, в крупных городах жизнь одна, а в глубинке, как всегда, другая. И если, например, отъехать от побережья хоть в тот же Джанкой, можно увидеть неиллюзорную разруху во всей красе. Бедно тут народ живёт, чего там... Деньги могут зарабатывать только в курортный сезон, другой возможности нет. И при таком раскладе не до красот, и с этого-то всё и начинается.

То есть тут, на самом деле, палка о стольки концах, что не знаешь, за какой хвататься. Но, похоже, что начинать надо всё-таки с головы, то есть с Киева. Ющенко фиговый президент. Юлька, если влезет, будет ещё фиговей. Но это уже так, к слову, мне голосовать тут всё равно не положено. :)

Schisma комментирует...

А вот, как на заказ, и статистику подогнали. Любопытно, и как раз в подтверждение наших тезисов.

Анонимный комментирует...

Спасибо большое.
В Крыму ситуация ... разнообразная... Так скажем... Это я и сам знаю. И про возможные русско-татарские конфликты осведомлен. История это долгая и, обоюдно, малоприятная (я присутствовал во время столкновений в той же Краснокаменке в 89-90 -- в нейрохирургии и неотложке в Ореанде живого места не было). Виноваты в ней, по большому счету, обе стороны, так как, на начальном этапе конфликта, (только не говорите это Вашим наиболее патреотическим знакомым :) ) крымчане вели себя по отношению к татарам крайне, скажем так, нелояльно... Теперь роли поменялись...
Что, между прочим, очень беспокоит ту часть татар, которая проживает на Украине ВНЕ Крыма. Вот через них "Мухтар Мухтаровича" и надо пинать...

Статистика интересная -- надо думать...

К сожалению, созданием инфраструктуры не озабочены и многие жители Крыма "нетатарской" национальности -- в печально известной Лисьей бухте (и Солнечной Долине) построить сортиры сподобились только татары, а администрация Биостанции, которой, кажется, до сих пор принадлежит эта радость, и пальцем не пошевелила -- а только 20 лет вздыхала... И бедность, да... По большому счету... В советские времена все были "заточены" под "прием отдыхающих" -- это были такие дурные деньги (почище нефти), что по сравнению с ними все остальное делать было как-то странно... А и так сожрут!..
И, боюсь, что -- где-нибудь в Танковом -- по-прежнему, весной можно проехать только на танке :(...

Непросто все это.
Но, ведь, мы не ищем легких путей?.. :)

P.S.
Большое расстройство. Пропустил местный фестиваль парусного флота -- вот, забыли, понимаешь, объявить... Приехал уже ночью, поснимать ничего не удалось. Поболтался только пять минут перед снятием с якоря на бриге "Ниагара" -- чудесная игрушка, сделанная под вторую половину XIX века... Аж завидно...

Schisma комментирует...

Виноваты в ней, по большому счету, обе стороны, так как, на начальном этапе конфликта, (только не говорите это Вашим наиболее патреотическим знакомым :) ) крымчане вели себя по отношению к татарам крайне, скажем так, нелояльно...

Это я как раз отлично знаю. А патреатиццким знакомым так и надо. Поменьше квасной дури, побольше цинизма -- глядишь, и человеками станут.

Что, между прочим, очень беспокоит ту часть татар, которая проживает на Украине ВНЕ Крыма. Вот через них "Мухтар Мухтаровича" и надо пинать...

Хорошая мысль, и мне она приходила в голову. И ещё куче всякого народу, уверена. А теперь догадайтесь с трёх раз, как её трактуют в официальной России, с её Казанью и прочим Оренбургом. И в каком положении оказываются украинские татары вне Крыма, имея родичей, с одной стороны, в Крыму, а с другой -- за Уралом. При такой постановке вопроса Мухтар Мухтарыч автоматически перестаёт быть критикуемой фигурой со стороны некрымских украинских татар, вот ведь какая штука-то получается...

К сожалению, созданием инфраструктуры не озабочены и многие жители Крыма "нетатарской" национальности

А тут вообще никто об этом не парится, похоже. В Севастополе и то по вечерам без фонарика только по центру ходят. Построили на Радиогорке нормальный торговый центр наконец-то, так местные морды воротят: им, видите ли, двухэтажная постройка пейзаж испортила. А поглядеть чуть подальше этой постройки -- так шкиперские склады как начали гнить двадцать лет назад, так по сию пору и стоят разворованные, одни бочки железные торчат, ржавые все, как чёрт-те что, вот и весь пейзаж, не считая моря. И купаться негде. И даже там, где якобы есть пляжи, их на самом деле нет (то есть они есть, но исключительно как названия).
Так что в этом смысле один чёрт, что москали, что татары. И не думаю, что хохлы чем-то лучше.

В советские времена все были "заточены" под "прием отдыхающих" -- это были такие дурные деньги (почище нефти), что по сравнению с ними все остальное делать было как-то странно... А и так сожрут!..

Дык, проблема-то в том, что в советские времена и общий потенциальный уровень развития был несколько пожиже -- не было ни нынешней технологической базы, ни даже конкуренции с Западом. В вакууме, понятно, много не создашь. Но вот проблема собственно курортная: пляж "Толстяк", которым пользуются почти все отдыхающие радиогорочного пансоната (или это дом отдыха? не знаю, если честно, да и не важно), расположен под крутой горкой. Соответственно, у пожилого человека и даже просто сердечника на подъём уходит последнее здоровье (там ещё ему, по ходу, нефиговый перепад давления приходится выдержать, потому что горка, действительно, крутая и высокая, и ещё мимо проезжают автомобили тех, кому повезло иметь автомобиль -- дышать в результате во время подъёма приходится выхлопными газами). Это что, курорт? Ну, ты, как говорится, запрети въезд машин да поставь парочку электрокаров -- чё там, много ли надо? Нет, нихрена. Пансионату отдыхающие до фени, ему только бабло не до фени. XIX век, блин. Русские, ага (ибо нету тут украинцев, и татары тоже не в большинстве, не ЮБК ещё). Так что в советские времена заточка под приём отдыхающих -- в меру технических возможностей -- всё-таки была, а вот сейчас и её не наблюдается. Старая инфраструктура разрушена, новая нафиг никому не нужна. А между тем, места живописнейшие, пансионат мог бы процветать круглый год, если бы хоть как-то окультурил территорию. Но зачем, если на жизнь хватает?

Опять же, нарики. Рядом всё с тем же пансионатом есть замечательный парк -- реденький, как и положено, но весьма обаятельный. Там бы детям на лужайках валяться, а зимой, когда на две недели снег выпадает, в снежки играть. Хрен. Там вместо детей шприцы повсюду валяются. Ментов на моей памяти ни одного не появлялось.

Вот такая у нас тут природа, вся из себя интернациональная.

Так что вы совершенно правы, когда говорите, что не в татарах дело, то есть не в них одних. Все хороши.

Пропустил местный фестиваль парусного флота

ЫЫЫЫЫ!!! (Плакает горючими слезами.) Я последний раз на фестивале парусного флота в 1996 году была, в Питере, когда регата приходила. Блин... Такой праздник!..

Поболтался только пять минут перед снятием с якоря на бриге "Ниагара"

Скандирует: Фот-ке! Фот-ке! :D Серьёзно, есть фотографии? Я его, кстати, поищу в сети, может, чего-нибудь интересное нарою. И, да, тут же по случаю инсайдерскую информашку выдаю: денька через два-три выложу-таки кусок про клипера (там этих кусков, похоже, будет штук... ну, несколько как минимум, поэтому частями получится).

А ещё кстати, они же (ну, которые крупные парусники, ну, то есть некоторые из них) берут волонтёров -- кто за деньги (в смысле, волонтёр платит), кто бесплатно, в зависимости от характера рейса и традиций судна. Так что, если завидно, можете попробовать сунуться на какой-нибудь. Мне-то в ближайшем будущем это точно не светит, у меня и на жизнь-то денег мало. Может, когда-нибудь скоплю... Мечта, ага. :)) Хочу на большой корабль -- хоть на месячишко. Кто бы взял? Эх...

Анонимный комментирует...

Фестиваль был сугобо локальный -- все, что ходило, в тот момент, поблизости по Великим Озерам.
Какие могли быть фотки в 10 часов вечера?.. У меня вспышка не такой мощности, чтоб пробить на большое расстояние (то есть, она, конечно есть... но синхронизируется только с древним "Пентаксом" или "Зенитом", но никак не с "хот шу" на моей полу-утопленной "Фуджи", а до героизма взять с собой 35-мм камеру я не додумался :( )...
Там даже для штатива было слишком темно... Но какие получились фотки -- выложу...
Насчет волонтерства это да... Но где же взять время?..
Поблизости от меня есть только "Деннис Саливан" трехмачтовая шхуна -- реплика "елочных пиратов" конца XIX века -- но очередь на нее такая, что у меня просто духу не хватает туда лезть, распихивая мОлодеж -- им-то нужнее... Так что я только немножко помогал им чинить навигационное оборудование и переделывать заземление -- про это отдельная история...
Если разрешите, то я поведаю ее в каком-нибудь комментарии к Вашему посту о клиперах...
Заранее спасибо.
Жду с нетерпением. :)

Schisma комментирует...

Ы... жалко.

И со временем, ага, отдельная засада. Мне-то хоть в этом смысле попроще, у меня детей нет, а вам, если у вас деть, то, конечно, со временем полный швах.

Поблизости от меня есть только "Деннис Саливан" трехмачтовая шхуна -- реплика "елочных пиратов" конца XIX века -- но очередь на нее такая, что у меня просто духу не хватает туда лезть, распихивая мОлодеж -- им-то нужнее...

Распихивать не надо, но кто мешает встать в очередь? Тем более, если вы там работали, помогали... В конце концов, от одного нормального взрослого дядьки никакой мОлодежи ещё не поплохело. В вашем же лучае должно быть и подавно строго наоборот: вы будете к этой самой мОлодежи куда ближе, чем командиры, а значит, и передать им сможете больше (ну, и, там, пример подать, если чокак, поддержать морально и т.п.).

То есть смотрите, конечно, сами, но, по-моему, такой шанс упускать -- это задирать нос перед собственной удачей.

Если разрешите, то я поведаю ее в каком-нибудь комментарии к Вашему посту о клиперах...

"Канэшна, хачу!" Хоть в комментах, хоть у себя в журнале (а я потом ссыль на постинг опубликую), хоть как угодно. Чай, не каждый день корабли ремонтируем.

Schisma комментирует...

Смотрите, Ингвар, этому деду уже за шестьдесят, но для этого "not too late to discover how to sail smarter and faster". И ведь он прав. И именно он послужит примером для целой кучи нынешнего молодняка, который, настанет день, ещё и спасибо ему скажет. "Задумайтесь". :)

Schisma комментирует...

Correction

"для этого" читать как "это".

Отправить комментарий