«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем... Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться».

Мартин Нимёллер. «Когда они пришли…»

12 декабря 2011 г.

О митинге на Болотной, о гражданском сознании и о том, что вообще кагбэ

Почитала тут обратно эти ваши интернеты на тему вчерашнего (или уже позавчерашнего?) митинга, посмотрела фотки. Фоток, если погуглить, прорва. Так вот, я их посмотрела и погрузилась в математический диссонанс: у меня не получается на глаз 150000 (прописью: стописяттыщ) человек. У меня получается тысяч 30-45, да и те как подарок. 25-30, если уж по совести, у меня получается.

У меня херовый глаз? Или это вопрос из разряда неиллюзорного дыма из труб неиллюзорных топок Холокоста? Или, может, имелись в виду интегральные стописяттыщ? Кто-нибудь располагает статистикой металлоискателей за вчерашний день (нет, скорей всего, но вдруг)?

Дальше. Я тут всё думала, что же именно меня настораживает в таком, казалось бы, безусловно гражданском мероприятии, как вчерашний (или уже позавчерашний?) митинг. И я таки поняла, что именно. Меня настораживает как раз отсутствие гражданского сознания в массах. То есть, вот, я прокручиваю в голове историю этого митинга, и вот что у меня получается:

1) когда началась неразбериха с местом проведения митинга, из народа так и не выделился ни один лидер, который смог бы плюнуть на уже существующих руководителей оппозиции, сказать: «Идём все за мной» и тем самым внести ясность. Когда пассионарность масс переваливает критическую отметку, такой лидер в подобных ситуациях теоретически появиться обязан. Тем не менее, его не появилось, проблему разруливали те же там же;

2) я вспоминаю полумиллионные митинги 90-х, и как-то мне, в общем, становится понятно, что даже если дым из трубы шёл совершенно неиллюзорный на Болотной площади и правда собралось стописяттыщ народу, это всё равно выглядит несерьёзно. Вот те самые образованные городские жители — кандидаты на эмиграцию или деградацию, о которых я вела речь в предыдущем постинге — и собрались. Остальные: понаехалы в нерезиновую, работяги, пэтэушники, правоверные всех религий, домохозяйки и прочая подобная публика, словом, большинство, — остались где-то там, за границами Кадашевской набережной. Это подтверждает и общее указание на «интеллигентный», «мирный», «человечный» (это всё цитаты очевидцев) настрой собравшихся. Настроение митингующих — это главный показатель уровня толпы, а уровень толпы, если я ничего не путаю, равен уровню самого неразвитого её участника. То есть вот то, что вчера (или уже позавчера) на Болотной собралось, — это лучшее, что есть в Москве: наиболее образованное, наиболее политически и профессионально грамотное, наиболее культурное. Ниже будет видно, что это ни в коем случае не комплимент: вот такие у нас образованность, грамотность и культурность;

3) я внимательно посмотрела, чего именно хотели митинговавшие. Так вот, мне показалась странной постановка вопроса. Я не верю, что хотя бы 5% из пришедших на Болотную действительно хотели победы, например, «Яблока» или, там, СР. Сколь я могу судить по ленте предыдущих недель, голосовать собирались в основном против едра, а не за какую-то конкретную партию, причём против едра голосовать собирались даже не столько потому, что оно поганое само по себе (остальные ещё поганей — это тоже многие признают), сколько потому, что оно зарвалось и потеряло всякий стыд. С другой стороны, я так же не верю, что хотя бы 5% собравшихся на митинг надеялись на то, что власти, увидев народное недовольство скажут ой, построятся в шеренгу и назначат перевыборы. То есть люди шли на митинг — зачем? Получается, что только за эндорфинами (некоторые за адреналином, но таких было ничтожное меньшинство, судя — см. выше — по настроению). Соответственно, сама по себе гражданская позиция была где-то по ходу похерена чуть более, чем полностью.

Собственно, какую цель я бы сочла убедительной для данного случая в контексте именно гражданского сознания и при этом в рамках именно митинга? Вот это, на самом деле, сложный вопрос. С одной стороны, всё, что мне приходит в голову убедительного, носит очень радикальный характер (например, митинг под лозунгом: «Мы, образованные люди, валим из России, потому что она всё равно превратилась в рашку» — но это требует соответствующей готовности действительно свалить в случае неудовлетворения требований. Из той же серии — массовое сожжение российских паспортов под лозунгом: «Всё равно граждан нет». Но опять же, потом надо будет заплатить шраф за «потерю» паспорта, а в крайних случаях, если не повезёт с ОМОНом, может, даже и отсидеть сколько-то там). С другой стороны, я не вижу ни одной цели, которую можно было бы достичь в заданных условиях именно митингом. То есть как ты его ни поверни, а митинг был либо заведомо провальным, либо заведомо дорогостоящим для каждого отдельного участника;

3) и вот, в связи с последним меня насторожил формат мероприятия. Я об этом сегодня мужику своему за чашечкой кофе уже говорила, теперь вам скажу. Для целей, заявленных участниками митинга, митинг — неподходящая форма протеста. Если уж пусть и стотыщ человек решили добиться перевыборов на полном серьёзе, то единственной формой протеста, способной подтолкнуть власть к перевыборам, стал бы майдан. Причём не в киевском варианте, потому что вы, во-первых, не сравнивайте возможную реакцию властей тогдашних украинских и нынешних российских, а во-вторых, не забывайте о погоде. Я имею в виду, что на той же Болотной, например, площади — совершенно в рамках закона — ежедневно сто тысяч человек приходят и стоят пикетом, каждый сам по себе, молча или спокойно общаясь только с двумя-тремя товарищами и с проходящими мимо любопытными, но безо всяких митингов. Но это вы представляете, какой степени должно быть гражданское сознание и какая масса народу должна этой степени соответствовать? Сколько должно быть честных журналистов, врачей, тех же домохозяек, готовых развозить горячие обеды, автомобилистов, готовых дежурить на случай беды, сколько самих пикетирующих должны сменять друг друга на протяжении, возможно, недель. Это не сто тысяч человек получится, это будет сто тысяч только стоять одновременно. А в сумме выйдет где-то около полумиллиона. И почти для каждого это будет сразу минус работа и минус семья, а для многих и минус здоровье.

Тем не менее, если уж люди действительно хотят соблюдения закона, значит, они не имеют морального права пользоваться противозаконными и заведомо провальными методами, так? Однако никакого другого законного действенного метода, кроме постоянного многолюдного пикета, участники которого формально не объединены, но фактически делают одно и то же, — на сегодняшний день не существует.

И вот так вот подумала я обо всём об этом… и поняла, что ключевое — это, конечно, контингент. Интеллигенция. Люди, желающие добра и справедливости и при этом ничего конкретного не желающие. Им хочется, чтобы с их мнением считались. Проблема же заключается в том, что позитивного мнения нет ни у кого, они просто оскорблены отсутствием стыда у правящей партии.

А теперь я вам покажу фокус. Представьте себе, что на трибуну поднимается некто Икс и невозбранно говорит: «Власть разворовывает деньги, и они уходят в трубу. Наша экономика трещит по швам. Мы ничего не производим, кроме нефти. Россия вымирает целыми городами. Пахотные земли никто не обрабатывает, молочный скот вырезают, процветают браконьерство, бескультурье, безграмотность. Мы должны добиться от правительства, каким бы оно ни было и какие бы партии в себя ни включало, субсидий на восстановление и развитие экономики, производства, лесного хозяйства, науки, образования, медицины; мы должны добиться упрощения всех бюрократических процедур, потому что прорву времени простой человек до сих пор, в двадцать первом веке, теряет в очередях и в кабинетах чиновников; мы должны добиться развития информационной сферы, и программа минимум здесь — нормативная речь всех поголовно дикторов, без исключения, даже у самых неформальных каналов, кроме, конечно, канала “Падонки”; мы должны добиться восстановления и дальнейшего развития транспортного обслуживания; мы должны добиться от правительства подотчётности и заставить его разработать соответствующий механизм в те сроки, которые мы установим…» ну, и так далее. Теперь подумайте и представьте себе, много ли народу из числа собравшихся стало бы слушать такую речь?

Я очень давно не слышала ничего подобного на митингах. То есть я такого вообще никогда не слышала, даже в девяностых, когда ещё собиралось по полмиллиона человек. Но тогда это было неактуально, потому что всё воровство и разбазаривание народного добра ещё только-только начиналось и происходило как-то на задворках, под шумок. А вот сейчас это чертовски актуально, однако об этом никто из лидеров на митингах не говорит.

И вот именно это — лучший показатель полного отсутствия гражданского сознания у моих соотечественников. Двадцать пять тысяч человек (будем честными, да?) приходят для того, чтобы воскликнуть: «У правящей партии нет совести!» — и никто даже не заикается о том, что ему насрать на партию, потому что для страны первична всё равно экономика. Ну, то есть через жопу всё.

Двадцать первый век. Уже никто не спорит с тем, что социальное обеспечение должно быть приоритетной задачей любого государства, потому что в противном случае оно, государство, тупо утонет в грязи. Но споры почему-то, как и полтора столетия назад, ведутся вокруг партий, а не вокруг бюджета. Ребята… вам действительно не насрать, какая партия у власти? Вот положа руку на сердце?

Да насрать. Вам не насрать на то, куда уходят деньги (в том числе и ваши, которые вы платите в виде налогов) — вот на это вам не насрать. Вам не насрать на то, как содержатся дети в детдомах. Вам не насрать на то, какое обслуживание получает в поликлинике ваша престарелая мама. Вам не насрать на то, в каких условиях вы ездите на работу. Вам не насрать на то, сколько мусора где валяется. Вам не насрать на то, сколь прочен дом, в котором вы живёте. Вам (когда вы об этом вспоминаете) не насрать на то, чем питаются и сколь грамотны крестьяне, которые кормят вас. Вот круг ваших актуальных вопросов.

ПОЧЕМУ ВЫ ДО СИХ ПОР ОБСУЖДАЕТЕ, КАКАЯ ИЗ ПАРТИЙ ЛУЧШЕ? Да, они все говно. И они будут все говно — до тех пор, пока вы не очухаетесь и не начнёте обсуждать то, что вас действительно волнует — экономические стратегии. И вот, как только вы очухаетесь — какая угодно партия вдруг окажется хороша.

Фокус офф. Всем спасибо за внимание. Перепостов не надо, но ссылаться можете невозбранно.

Продолжение здесь.