«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем... Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться».

Мартин Нимёллер. «Когда они пришли…»

19 июля 2012 г.

«Призрак в доспехах»

Ну… мальчики сабж оценят. Может быть. Если «Матрицу» наизусть ещё не выучили. Я оценить не смогла по нескольким причинам.

Во-первых, я не люблю отсутствие отношений между людьми, а в «Призраке…» отношения между людьми начинают просвечивать только в последнем эпизоде, когда кибердевачко получает новую тушку.

Во-вторых, меня не интересуют темы самосознания, самопознания и прочего самокопания. А философия формирования личности — это последнее, что меня вообще может заинтересовать в этой жизни. Что там может прозвучать нового? Там всё известно, причём с детства. Да, нас формируют уникальные возможности, уникальные стечения обстоятельств, память, выбор, который мы делаем, отношения с другими людьми (см., кстати, выше: в фильме их нет, и, значит, личности априори ущербны) и прочие подобные вещи. Это открытие? Это «открытие» было сделано ещё неандертальцами, скорее всего. Так что когда на эту тему кто-нибудь начинает рассуждать, мне становится невыносимо скучно, клонит в сон, хочется уйти и заняться чем-нибудь более весёлым и содержательным. Я не знаю, в шахматы поиграть, например…

В-третьих, киберпанк, помноженный на детектив, — это одна из самых скучных для меня вещей, потому что всегда сводится к одному и тому же: установить, кто, почему и каким образом. В данном случае, правда, слава роботам, обошлось без спасения мира от неведомой хуйни.

В-четвёртых, как я уже выше написала, «Матрица» просвечивает практически в каждом кадре и едва ли не в половине диалогов, и от этого остаётся ощущение вторичности. Я не знаю, что там было снято раньше, «Матрица» или «Призрак…», но поскольку я лично посмотрела «Матрицу» задолго до «Призрака…», то, соответственно, лично же для меня этот вопрос закрыт сами догадайтесь каким образом.

В-пятых, атмосфера погружения. Ею наполнены и видеоряд, и музыкальное сопровождение, и диалоги, и мне она крайне неприятна. Я умом понимаю, что это абсолютно субъективное впечатление, но музыка, например, оказалась отвратительна для меня лично настолько, что временами хотелось отключить звук.

Не знаю… Назвать это поделкой у меня язык не повернётся. Фильм очень аккуратный и чистый в техническом отношении: без соплей, без т.н. концептуальности, которая на самом деле всегда ни о чём, без лажового финала «кароче-фсе-умирли», с интригой и симпатичными мелочами, вроде воды, которая, будучи заключённой в сферический вакуум, капает снизу вверх. Там всё продумано и прекрасно нарисовано к тому же. Я без колебаний могу порекомендовать его к просмотру кому угодно, даже маленькому ребёнку (то есть ребёнку даже в первую очередь, поскольку темы фильма лучше всего осмысливать в детстве, я считаю): он опрятен и умён. Но я никогда не смогу назвать его интересным для меня лично, потому что для меня лично все перечисленные минусы катастрофически перевешивают плюсы.

Тем не менее, огромное спасибо тем, кто рекомендовал его мне, потому что именно в процессе просмотра «Призрака…» я наконец-то смогла сформулировать для себя то главное, что ищу в художественных произведениях и что вообще делает для меня интересным художественное произведение безотносительно его объективной ценности. Я ищу отношений между людьми: дружбы и вражды, привязанности и неприятия, интереса одного человека к другому, самопожертвования и предательства, любви и ненависти — того, о чём чаще всего я не могу рассказать сама, потому что у меня вообще не получается рассказывать о чувствах через действие, я умею только фиксировать факты открытым текстом.

Пойду ещё чего-нибудь посмотрю.

Upd. Я вспомнила, что ещё напоминает мне «Призрак…». «Приключения Электроника». Вот чего б японцам «Электроника» не экранизировать, а? Материал-то роскошный, на самом деле. Я б посмотрела.

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Эту классику я тоже в свое время не смогла оценить, и у меня до сих пор не поднялась рука его пересмотреть.
Не мое.

Ллой

IS or Letters From Nowhere комментирует...

Ну, значит -- не судьба.
Ясен пень, что "Матрица" заимствовала у ... ладно, пусть будет "Призрак..." (хотя, по-моему, это не очень хороший перевод). (Вачовские, понятно, больше вдохновлялись не фильмом, а оригинальной мангой, которая 1988-89 года... но и фильмом тоже)
Мне, наоборот, музыка понравилась. (Но это, разумеется, говорит только о моем извращенном музыкальном вкусе.) Равно, как и атмосфера медитативного погружения.
Мне, как раз, проблематика фильма была весьма интересна. (Может -- ботаника, может -- инфантильность... Кто его знает?.. "Ложная слепота" Ваттса мне тоже нравится -- а многие считают ее неинтересным занудством!..)
Но, тогда, Сатоши Кон должен Вам понравиться. Там-то, восновном, -- об отношениях.

С неизменным уважением
Ваш ingvar1990

P.S.
А "Электроника" японцы и придумали (:)) -- "Астро бой" называется...

Schisma комментирует...

2 Ллой

Честно говоря, я вообще не могу представить себе психически здоровую женщину, которой этот фильм понравится. За весь фильм ни одной улыбки, выражающей симпатию, -- это жесть.

2 ingvar1990

Я оставила перевод как он был озвучен. Судя по полному профессиональному дубляжу (прекрасному дубляжу, надо заметить, который чертовски гармонирует с общей холодной атмосферой), у нас этот фильм шёл в прокате, и тем, кого интересуют отзывы, более корректный перевод только туману в моск напустит. Хотя по существу я с вами согласна: "дух" здесь более уместный термин, чем "призрак".

Мне жаль, что я увидела "Матрицу" за несколько лет до "Призрака..." Фантастику вообще нужно смотреть и читать в хронологическом порядке, после Кларка мне это стало просто очевидно.

Мне, наоборот, музыка понравилась. (Но это, разумеется, говорит только о моем извращенном музыкальном вкусе.) Равно, как и атмосфера медитативного погружения.

Не думаю, что ваши вкусы какие-то специально извращённые. Вам просто комфортно в состоянии погружённости внутрь, а меня оно угнетает вплоть до полного отторжения, вот и вся разница. Это дело даже не вкусов, а попросту личного комфорта.

Мне, как раз, проблематика фильма была весьма интересна.

Сильно ли я промахнусь, если скажу, что вы впервые посмотрели его больше десяти лет назад? :)

Сатоши Кон запомнила. Хотя меня немножко напугало выражение "в основном об отношениях". Если об отношения именно "в основном", то тогда это, наверное, не то, что мне может понравиться. Я имею в виду, что отношения делают героев живыми и поэтому без них, отношений, становится скучно. Но когда тематика и тем более сюжет начинают концентрироваться на отношениях, становится совсем-совсем скучно. Я терпеть не могу мелодрамы именно потому, что отношения в них не естественный живой фон, а основная тема.

А "Электроника" японцы и придумали (:)) -- "Астро бой" называется...

О, я посмотрю. :))

Спасибо вам большое за рекомендацию ещё раз, фильм оказался по-своему прекрасен, потому что я узнала кое-что о себе, пусть и методом от противного.

Отправить комментарий