«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем... Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться».

Мартин Нимёллер. «Когда они пришли…»

20 апреля 2011 г.

Да, так я, собственно, Мартина читаю

Думала про третью книгу написать, но у меня более интересная тема обнаружилась.

Вот, наблюдение такое: первая книга читалась как цельная вещь, и я сейчас могу сделать её изложение. Я помню, о чём там шла речь, как развивалось действие, помню ключевые моменты. Она была внятной, одним словом. Вторая и третья книги — уже невнятны (в описанном смысле, разумеется). Причём третья книга более невнятна, чем вторая (из второй ещё что-то худо-бедно вспоминается).

Причина банальна — отсутствие во второй и третьей книгах единой сюжетообразующей коллизии. В первой в этом смысле было всё в порядке: имеется Нед Старк, у которого, в свою очередь, имеется, с одной стороны, предложение, от которого он не может отказаться, а с другой — соцзаказ на расследование убийства. И всё, по сути, крутится де-юре вокруг этого предложения и этого соцзаказа, а де-факто вокруг Неда и его семьи. Одновременно где-то там возникает главный антагонист Неда Дейенерис Таргариен (извините, пожалуйста, за мат, это не я её так назвала) — и мы, помимо слежения за развитием сюжета, увлекаемся так же наблюдением за экзистенциальной, если так можно выразиться, и даже, не побоюсь этого слова, эзотерической битвой двух систем ценностей.

Но вот Неда безвременно укокошили, лишив предварительно остатков собственного достоинства, Дейенерис торжественно вышла из главного приключения своей жизни победительницей — и фсё. И единая сюжетообразующая коллизия столкнулась с толстым пушным зверем по причине своей окончательной завершённости.

И дальше начинается рассказ о том, как все заклято дружили против всех и по-всякому изгалялись во всяческих интригах. Ну, то есть каша.

А потому что нехрен убивать главных врагов раньше времени. Мартин придумал отличную штуку (то есть он её специально, сознательно не придумывал, она у него, что называется, сама выросла) — показать противостояние ценностей не во взаимодействии врагов друг с другом, а во взаимодействии их, ценностей, носителей с окружающим миром. И он эту задачу отлично решил, просто блестяще решил, на пять баллов, однако сам этого — не понял. Последствия непонимания оказались плачевны: одна из реально враждующих сторон совершенно тупо осталась без «второго». «Второго» я в данном случае закавычиваю, апеллируя отчасти к «Песне акына» Высоцкого.

Понимаете, вся борьба престолов мира ПЛиП сводится, по сути, к противостоянию варварской модели существования, которую исповедует Дейенерис, и аристократической модели, единственным годным носителем которой был Нед Старк. И нету в этой эпопее Неду замены, кроме как в лице Джона Сноу, а у Джона Сноу, в свою очередь, для того, чтобы остаться истинным наследником своего отца, нет иного варианта, кроме как повторить путь предтечи Неда — Эйемона, ну то есть сохранить верность Дозору до конца своих дней, гордо отринув все искушения. В результате Дени получается одинокая, как яйцеклетка без сперматозоида, и ей уже сейчас отчаянно скучно — совершенно космически скучно, беспричинно, непонятно отчего, непонятно почему. И все вот эти её метания от мыслей о покойном муже до утешений в лесбийских объятиях вперемешку с лёгким флиртом с парочкой разных мужчин — это оно, следствие необъяснимой космической тоски по утраченному смыслу битвы. Она её, возможно, даже выиграет, эту битву. И даже скорее всего. Но никакой моральной победы этот выигрыш уже не принесёт — нету больше в этой книге морали, казнена вместе с Эддардом.

Мне кажется, автор об этом знает и сознательно затягивает окончание книги, внутренне надеясь на то, что его собственная смерть не позволит поставить ему точку, которая будет означать, фактически, его провал. Он ищет среди своих героев замену Старку — а её нет. Попытался наиграть на Аше — ан болт. Ибо аристократическая модель по определению предполагает служение (служение чему угодно, хоть бы даже и идеалу, но служение). А Аша в этом смысле более варвар, и абстрактные ценности её не интересуют.

Отсюда, собственно, и объём эпопеи. Если я ничего не путаю, после «Пира стервятников» предполагалась последняя книга, но теперь она уже точно будет не последней, и вполне вероятно, что и следующая за ней последней не станет. Мартин ищет Неда. Хорошо бы он понял это сам и сумел поставить такую задачу сознательно — в противном случае это будет чертовски обидное поражение. Хотя смерть он, конечно, примет достойно, я в этом не сомневаюсь.

А разгадка одна — безблагодатность. Вывод: не жалейте времени на анализ (анализ, я повторяю, а не мастурбацию) собственных опусов.

ЗЫ. Пойду наконец-то первую серию посмотрю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий