«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем... Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться».

Мартин Нимёллер. «Когда они пришли…»

11 мая 2010 г.

Семь часов чистого восторга. Часть пятая

726. Vultur gryphus

Заканчиваю рассказ о Московском зоопарке с большой надеждой на то, что всё повторится, только в более вменяемом формате. Во всяком случае, теперь я уже специально буду выбирать и правильную погоду, и правильную экипировку. И вообще, надеюсь, что к тому времени у меня будет уже и фотик помощней (чтоб снимать без вспышки в павильонах), и времени побольше.

Аццкндский кондор

727. Vultur gryphus

Vultur gryphus пожирает какую-то rattus.

Аццкндского кондора, насколько я поняла из поверхностного знакомства с источниками, классифицировать внятно никто пока так и не смог. Его более или менее несомненно относят к семейству катартид, то есть американских грифов, однако само это семейство суют куда ни попадя. Суют и в соколообразные, выделяют и в отдельный отряд Cathartiformes — грифов Нового Света, но забористее всех оказалась заварена трава систематика, согласно которой семейство американских грифов следует относить к отряду аистообразных.

Это всё неспроста, естественно, и аистообразные — тоже неспроста. Эволюция катартид темна, плохо изучена и по первому впечатлению напоминает траекторию самолёта, летящего из Питера в Москву через Северный полюс. Если бы я была биологом, как пить дать, закопалась бы в кондорах и их праотцах. Дико интересная тема потому что.

О том, что андский кондор — священная птица инков и национальный символ доброй половины южноамериканских стран, можно было бы и не говорить, эти байки и так на слуху. Но в данном случае упомянуть о них стоит, поскольку с этим несчастным кондором ситуация получилась бы анекдотической, кабы не была печальной. Дело в том, что долгое время сами же латиноамериканцы одной извилиной считали эту птицу священной, а другой — размышляли над тем, как бы побыстрее её истребить. Падальщик-кондор считался охотником, уничтожающим скот.

Помимо отстрела, на популяции кондоров сказались и другие антропогенные факторы: это и уничтожение среды обитания, и даже отравление свинцом, который попадает в организм кондоров вместе с мясом животных, убитых людьми. В результате сегодня аццкндский кондор находится на грани вымирания, и восстанавливать его популяцию андсццки трудно, поскольку гнездится эта бесконфликтная птичка-долгожитель только раз в два года, и рождаются у неё за один раз всего-навсего один-два птенца.

Есть маленький шанс на сохранение вида. Во-первых, андские кондоры, по счастью, способны размножаться в неволе, а во-вторых, у них имеется особенность, связанная с кладкой яиц: если изъять яйцо из гнезда, самка поспешит отложить новое, невольно увеличив, таким образом, поголовье себе подобных. С 1989 года работает программа по возвращению искусственно выращенных кондоров в природную среду. Процесс этот, правда, очень долгий и хлопотный: мало того, что птенца нельзя приручать, его ещё нужно адаптировать к естественным условиям, ведь летун он от природы плохой, а ориентировке в потоках воздушных масс, которые обеспечивают ему возможность парения, нужно учиться. В результате кондор, отпущенный на волю, первое время представляет собой агрегат с прицепленным датчиком слежения, для которого специалисты создают искусственные кормушки, исходя из расчётных траекторий тренировочных полётов. Безумно увлекательное, должно быть, занятие, но наверняка отнимает очень много времени и средств, так что возлагать надежды на быстрое восстановление популяции кондоров было бы нелепо.

Кстати, к вопросу о целях восстановления редких и исчезающих видов. Для меня такого вопроса никогда не стояло по определению, потому что биоразнообразие, с моей колокольни, самоценно. Но недавно я с этим вопросом столкнулась, и вот, что касается кондора, могу ответить с совершенно хозяйственной точки зрения: в районах, где исчезает кондор, начинают развиваться эпидемии и прочий падёж скота. Да, и с эпидемиями, и падёжом человек нередко может бороться безо всяких кондоров. Но недаром говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Так вот, там, где живут кондоры, бороться приходится гораздо меньше. Такие дела.

Орланы

724. Haliaeetus albicilla

Haliaeetus albicilla, орлан-белохвост

725. Haliaeetus pelagicus

Haliaeetus pelagicus, белоплечий орлан

Белоголового орлана я, к сожалению, в Московском зоопарке в этот раз не нашла. И таблички к нему тоже не нашла. А он там был, я точно помню, потому что на заре туманной юности, то есть ещё в школе, я писала о белоголовом орлане эссе, ради чего и провела несколько дней возле его вольера.

Честно сказать, у меня сейчас со временем не то, чтобы плохо, а вообще никак (вот этот постинг, например, пять, что ли, дней подряд пытаюсь написать, и уже просто всё, кранты), поэтому распространяться об орланах я сейчас не буду, скажу только, что в 1987 году в Московском зооопарке вылупились два птенца белоплечих орланов, и это был первый в мире случай разведения белоплечих орланов в зоопарках.

Ещё оставлю две ссылки, где в формате .pdf можно получить информацию из авторитетных источников:

об орлане-белохвосте
— и о белоплечем орлане.

Заодно и сама их не потеряю (а они мне в другой раз, уверена, пригодятся).

Надеюсь, в этом отсутствии складного текста не окажется ничего страшного, поскольку я всё-таки не специалист, и всё написанное мною о птичках — это в любом случае компилят из разных источников. Мне просто хочется уже закончить сам рассказ, потому что иначе я его, боюсь, никогда в жизни не закончу. К тому же будут ещё зоопарки, и наверняка будут так же и поводы нормально, без спешки рассказать обо всех на свете орланах.

Орлы

Вот тут я просто не смогла определить, какая конкретно птица что из себя представляет. На вольере были указаны беркут (Aquila chrysaetos), степной орёл (Aquila nipalensis) и могильник (Aquila heliaca). Хрен их друг от друга по определителю отличишь, вот что я вам скажу. Любимая тема определителей: «чаще всего одного сравнивают с другим». Поэтому две фотки ниже без подписей.

730

728

Об орлах, как и об орланах, я подробней как-нибудь в другой раз напишу, когда времени будет хоть капельку побольше. Сейчас упомяну лишь один забавных факт. У могильника интересное русское название. Раньше он был просто орёл и орёл, но пришло время, а с ним исследователи — и стало понятно, что этот просто орёл любит сидеть на деревьях рядом с местами захоронений. А так, вообще-то, если по-латыни, то он солнечный орёл (а если по-английски, то императорский). Мне показалось, что на первой фотке именно он, но, повторяю, это не факт.

Вот, собственно, на этом я тему Московского зоопарка пока закрою. Очень много получилось, а ещё больше осталось в архивах (надеюсь, когда-нибудь они мне пригодятся). Я ещё обязательно в течение недели покажу фотки Кузьминского парка, а прочую Москву оставлю до поры, потому что уже хочется о том, как весна и почти что лето. У нас ведь всё цветёт, как ополоумевшее, и такая красота вокруг, что хоть не спи круглосуточно.

Постараюсь выложить сегодня фотографии вчерашнего дождя, то есть не собственно дождя, а всякой прекрасной мелочи. Мы с подругой хотели поехать в Ялту, но Ялта не сложилась, и мы гуляли в окрестностях Сапун-горы. Вымокли и вымерзли, как два цуцика, но оно того стоило, ящитаю.

Это был анонс, кажется.

Upd. Решительно прошу прощения: по запарке не открыла сразу доступ к фликровским страничкам с фотками. Сейчас всё открыто.

Комментариев нет:

Отправить комментарий