«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем... Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться».

Мартин Нимёллер. «Когда они пришли…»

10 мая 2010 г.

Внезапно программное

Я сейчас тут внезапно оскорблю немножко остатков неоскорблённых, по-видимому, так что ахтунг.

1. Война в своей идее — это хорошо, но героизм на войне — это плохо. Героизм — это всегда свидетельство недостатков работы военного командования;

2. Люди, которые гордятся тем, что им пришлось проявлять героизм (см. п. 1), — идиоты в медицинском смысле;

3. Именно поэтому среди ветеранов традиционно очень мало тех, кто явно гордится своим героизмом и с удовольствием вспоминает о былом. Вы бы на их месте тоже не гордились и вспоминали бы без удовольствия, я вас уверяю. Идиотов в медицинском смысле, вопреки распространённому мнению, очень мало;

4. У нынешних людей (в массе) очень хорошее командование или начальство: им (в массе) не приходится проявлять героизм. К сожалению, ума им это не добавляет, и героизмом, проявленном предками, они очень горды;

5. Если я не сменю гражданство (в чём, впрочем, сомневаюсь), то буду голосовать за того, кто в своей предвыборной программе озвучит что-нибудь вроде следующего:
5.1. Великая Отечественная война — это плохо. Когда дело доходит до народной войны — это всегда плохо, так как это означает, что количество недостатков военного командования превысило уже все мыслимые пределы. Очень хорошо для нас и для существенной части человечества, что мы в этой войне победили, но сама по себе эта война не была хорошей ни на одном этапе;

5.2. В Великой Отечественной войне победили патриархальный уклад и слово «надо», которое всегда вшивается в подкорку носителям патриархального уклада глубже уровня инстинкта самосохранения. Нам, поколению, рождённому в индустриальных условиях, этого не понять — отсюда и все попытки наших современников романтизировать героизм (кстати, см. п. 1). Более того, для людей индустриального общества слово «надо» — антагонист. И об этом стоить помнить каждому, кто видит в героях прошлого пример для подражания (а в особенности тем, кто стремится воспитать своих детей в духе героев прошлого). Человек (в массе) либо герой, и тогда слово «надо» у него на подкорке, либо дитя прогресса, плевать хотевшее на то, что надо, но тогда и не герой. Выбирать надо всегда одно из двух, оба сразу — ненаучная фантастика графомань;

5.3. В школьный курс необходимо ввести предмет, где, вместо православных попов, изучать китайских стратегов. Китайские стратеги, в отличие от православных попов, были умными мужиками и говорили строго по делу;

5.4. Парад и все салюты с пьянками на 9 мая отменить вообще, от слова «совсем». Во-первых, культивация героизма в умах молодёжи — позорный, ибо безобразно недальновидный, стратегически провальный вариант воспитания. Приводит он только к размножению фатальных ошибок, для исправления которых требуется проявлять героизм. Во-вторых, тот вид войны, который нам известен, давно уже должен быть отправлен на свалку. Воевать людям придётся ещё очень долго, поскольку другого способа двигаться вперёд цивилизация, к сожалению, пока не знает. Но совершенно очевидно, что нынешние методы войны, опирающиеся на идею установления контроля над территорий и измерения лингамных параметров, никуда не годятся в силу их допотопности и ориентации на пещерный уровень культуры, а значит, нужно разрабатывать новые. В-третьих, память и рефлексия не должны подменяться массовым идиотизмом (см. п. 2), а именно это и делается с помощью парадов, салютов и прочих торжеств. Только не надо говорить, что торжества и тому подобный паноптикум — это дань уважения победителям. Дань уважения отдаётся не так и не с такой регулярностью;

5.5. Между прочим, при всех своих недостатках Сталин был умный мужик и понимал справедливость п. 5.4. И, кстати, тем смешнее выглядят сегодня те, кто в одно и то же время прославляют Сталина и приветствуют парады с салютами в честь героизма.
Если я по какой-то причине оскорбила ещё не всех, приношу традиционные извинения.

16 комментариев:

Анонимный комментирует...

--К сожалению, ума им это не добавляет, и героизмом, проявленном предками, они очень горды;

Я думаю, тут дело несколько в другом. ВСе-таки, насколько бы изумительным не было командование, но в условиях реальной войны против реальных людей ничего идеального быть не может.
Да и вообще, если дело дошло до открытого военного противостояния, то куда ж там без героизма?

--Человек (в массе) либо герой, и тогда слово «надо» у него на подкорке, либо дитя прогресса, плевать хотевшее на то, что надо, но тогда и не герой. Выбирать надо всегда одно из двух

Ай не, это слишком просто. Просто детям прогресса негде проявлять этот героизм, но, бывает, случается оказия, и бывшее дитя прогресса, ранее плевать хотевшее на "надо", превращается в героя.

--нынешние методы войны, опирающиеся на идею установления контроля над территорий и измерения лингамных параметров, никуда не годятся в силу их допотопности и ориентации на пещерный уровень культуры

Ну а тут могу плюсануть раз пицот))

Анонимный комментирует...

Чертов инет...

Я хотела сказать, что гордятся они не недостатками командования, а моральными-волевыми и прочими качествами, которые сделали возможсным совершение подвига.

Ллой

Nadya Pommier комментирует...

В нашем захолустье восьмое мая хоть и выходной, но без плясок и песен. Потому как не победители мы, а то ли коллаборационисты, то ли вообще неизвестно кто. А на празднование победы в Первой мировой мэр предлагает всем желающим стаканчик красненького перед памятником погибшим за свободу Звездногорска, где выбиты имена невернувшихся.
С изумлением смотрю на действа, совершающиеся на земле предков. Есть в этом что-то от шаманства и заклинания духов.

Schisma комментирует...

2 Ллой

Я думаю, тут дело несколько в другом. ВСе-таки, насколько бы изумительным не было командование, но в условиях реальной войны против реальных людей ничего идеального быть не может.

Не может. Однако героизм -- это в любом случае следствие недостатков работы командования, и гордиться им повода нет тоже в любом случае. Наоборот, чем лучше в целом командование и чем больше к нему доверия, тем более вопиющим становится необходимость проявлять героизм.

гордятся они не недостатками командования, а моральными-волевыми и прочими качествами, которые сделали возможсным совершение подвига.

Вот, не видела я людей, которые реально гордились бы своими качествами. Если человек в чём-то силён, он воспринимает эту силу либо как нечто само собой разумеющееся, либо как нечто неожиданное (если он сам был не в курсе, что способен на подобные штуки). Поводом для гордости считаются не качества, а результаты сравнения аналогичных качеств -- как в спорте, например: кто сильнее или кто более ловок и т.д. И в спорте, например, выигрышный результат сравнения стимулирует продолжать соревноваться. Но есть засада: если этот результат оказывается достигнут ценой огромных потерь, повод для гордости резко мельчает и никакого стимула к дальнейшему соревнованию не обнаруживается. А война, к сожалению, -- это чересчур экстремально, даже, полагаю, по меркам автогонщиков. А уж такая война, в которой двадцать миллионов недосчитались и полстраны в героях числятся, -- это вообще ппц.

Что касается детей прогресса, то они, безусловно, бывают разные, и из массы должны быть исключения (чисто статистически). Но я опять же о таких исключениях не слышала.

Schisma комментирует...

2 Nadya Pommier

Я тоже с изумлением смотрю на все эти торжества, потому что с каждым годом они всё больше напоминают торжище. Хотя, казалось бы, формально ничего, кроме георгиевских ленточек и мест в партере, не продаётся.

Анонимный комментирует...

--Вот, не видела я людей, которые реально гордились бы своими качествами.

Так я ж не про свои, а про гордость качествами предков. Именно потому, что сейчас такое крайне редко увидишь.

--Но есть засада: если этот результат оказывается достигнут ценой огромных потерь, повод для гордости резко мельчает и никакого стимула к дальнейшему соревнованию не обнаруживается.

Да там может повод не просто мельчать, а вообще исчезать, и даже превращаться в стыд - это все понятно.
Но для потомков-то это может выглядеть совсем иначе. Вот и гордятся.

timonya комментирует...

На близкую тему.
http://asterrot.livejournal.com/242853.html?nc=101

(Прошу забанить, если Вам не нравится видеть в комментах ссылки на Астеррота, я сам не давать их решительно не в силах. :) )

Schisma комментирует...

2 Ллой

Так я ж не про свои, а про гордость качествами предков.

А как можно городится чужими качествами? Ладно, ещё городиться качествами детей: вроде как детей родители воспитывают. Но как можно городиться качествами родителей?

Но для потомков-то это может выглядеть совсем иначе. Вот и гордятся.

Ну, я про недоразвитие головного мозга ещё в постинге упоминала, кажется.

2 timonya

Забанить я тут физически никого не могу, но это просто техническое отступление. Против самих ссылок на кого угодно, если эти ссылки по теме, принципиально ничего не имею, так что постите, пожалуйста, на здоровье. Другое дело, что вотпраямщяз у меня гости, и я даже собственную ленту читаю одним глазом и не каждый день (и ещё куча материала необработанного лежит, и ещё постинг праптичек недописан, омайнгод...). В общем, если через недельку не забуду, обязательно прочту, а пока пусть так побудет, может, кто ещё заинтересуется.

Нет, серьёзно, я не динамлю специально, я просто адово зашиваюсь. Сегодня, вот, дождь весь день, так я хоть на комменты могу нормально ответить.

Nadya Pommier комментирует...

"А как можно городится чужими качествами?"
Вот-вот. Меня этот вопрос тоже интригует. Гордость за то, что от тебя никоим образом не зависит. Это немного из серии "я горжусь тем, что я русский (китаец, блондин с голубыми глазами ростом метр восемьдесят), и еще горжусь тем, что родился в Улан-Баторе".
Можно без очереди к психиатру :)
Ну и ладно, пусть даже без очереди. Только почему гордятся раз в год? А на оставшиеся 364 дня героические предки мирно возвращаются в состояние "куда прешь, старый пень"?
Торжище, ага.

Schisma комментирует...

2 Nadya Pommier

Только почему гордятся раз в год? А на оставшиеся 364 дня героические предки мирно возвращаются в состояние "куда прешь, старый пень"?

О, это очень интересная тема! По-моему, мы имеем дело с обратной стороной медали той самой гордости непонятно за что: качество, которым гордятся, не отождествляется с его носителем, а приписывается всему народу без исключения, однако и сам носитель, как индивидуум, в то же время отождествляется со всем народом. И поэтому уважения к носителю качества, к индивидууму не проявляется никакого: ведь без качества он никто, а качество -- см. выше -- считается общим. И самим качеством гордятся как своим именно на том же самом основании: оно общее.

Удивительно при этом то, что никто не хочет считать себя, например, алкоголиком на том основании, что спивается у нас каждый пятый (условно). Зато все герои, в кого ни плюнь, хоть их и меньше, чем алкоголиков.

Ненавижу.

Анонимный комментирует...

--А как можно городится чужими качествами?

Ну, есть такая фигня как чувство сопричастности(или хз как это еще можно назвать, может, и не совсем гордость). Масштабы, конечно, бывает, сильно отличаются. это похоже на гордость в случае: "У меня муж(да хоть шурин брата жены троюродного дяди) - чемпион мира по боксу". Вроде бы ты его боксу не учил и вообще никогда в живую не видел - только слышал с чьих-то слов, однако, этот факт на тебя влияет, и это может смотреться нелогично или идиотизмом, но от этого никуда не деться.

Я даже не знаю, как в двух словах объяснить.

Ллой

Schisma комментирует...

2 Ллой

Проблема в том, что чувство сопричастности возникает только в равноправных отношениях (супружество, дружба, сотрудничество и т.п.). Как можно проецировать всё то же самое на людей, которые если и связаны со нами, то по чистой случайности? Ведь в лучшем случае герои -- наши старшие родственники и нам никак не равноправны, а по большей части и знать нас не знают.

Тут не сопричастность, а какая-то сублимация. Такое впечатление, что своих поводов для гордости у людей нет, и они хватаются за любой попавшийся, лишь бы не чувствовать себя козлами.

Анонимный комментирует...

--Тут не сопричастность, а какая-то сублимация. Такое впечатление, что своих поводов для гордости у людей нет, и они хватаются за любой попавшийся, лишь бы не чувствовать себя козлами.

можно и сублимацией назвать и, кстати, я про эту же причину первым делом подумала. Как бы то ни было и как бы это со стороны не смотрелось - явление такое есть. Что ж теперь, отрицать его, если оно не нравится?

Nadya Pommier комментирует...

"Что ж теперь, отрицать его, если оно не нравится?"
Да нет, не отрицать, просто высказывать свое отношение к факту :)
Другой вариант - возводить это явление в национальную идею, что, кажется, и происходит.

Half-Mc комментирует...

Возможно ли вхождение героизма той войны уже в архетип? Ведь не одно поколение выросло на биографиях ее героев. И если так - то георгиевская ленточка уже тотемный знак, а это уже совсем другой коленкор.

Schisma комментирует...

2 Ллой (верно?)

явление такое есть. Что ж теперь, отрицать его, если оно не нравится?

Спорить с тем, что отрицаешь, невозможно по определению. :)

Я согласна с Nadya Pommier: есть в данном случае два варианта. Мне больше нравится полемический -- полемика выгоднее хотя бы тем, что заставляет мозги работать (в отличие от канонизации, которая, наоборот, требует отключения мозга).

2 Nadya Pommier

Я не думаю, что речь идёт прямо-таки о национальной идее, поскольку строить целую национальную идею вокруг единственной военной победы довольно сложно. Но из этой победы можно сделать икону. Всё к тому и идёт, по моим наблюдениям.

Ну, и как это всегда бывает с иконами, образ разотождествляется с реальным персонажем, так что реального персонажа могут с лёгкостью втоптать в грязь, если это понадобится для защиты созданного образа. И само по себе это до крайности подло. Я отлично помню историю пятилетней давности, когда на Красную площадь не пустили ветеранов, которых перед этим пригласили смотреть парад якобы в их же честь. Вот тогда, собственно, и стало понятно, что парад на самом деле будет в честь создающейся на наших глазах доски, а не в честь конкретных людей, с которых эта доска пишется.

2 Half-Mc

Хоть архетипы тут и ни при чём, поскольку вообще из другой оперы, но эта война и победа в ней СССР уже, повторяю, на пути к тому, чтобы стать новой религией. И по георгиевской ленточке, весьма вероятно, в недалёком будущем начнут отличать своих от чужих (ведь нательный крестик в стране, где весьма популярны ислам, буддизм и атеизм срабатывать будет только условно в половине случаев).

Отправить комментарий