«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем... Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться».

Мартин Нимёллер. «Когда они пришли…»

30 мая 2010 г.

Об одной ошибке наглядной агитации на конкретном примере (+ рацпредложение)

Люди, это важно. Я сейчас начну разговор о том, что стоит и чего не стоит делать при «безголовом» протесте (то есть протесте стихийном, неорганизованном, никем конкретно не возглавляемом). И начну я с того, что делать не надо ни в коем случае.

Посмотрите, пожалуйста, вот этот ролик:



Это плохой ролик. Он не во всех отношениях плохой. Так, сама идея прекрасна. Так же очень хорошо подобраны факты (кратко и по делу, и способны вызвать бурю эмоций — и это замечательно). Нормально подогнан к ролику текст: его объективно слишком много (но я сейчас к этому не придираюсь, потому что делал любитель), однако текстовая дорожка сменяется ровно в том темпе, в каком не затруднительно читать грамотному русскоязычному читателю. Видеоряд тоже вполне прилично смонтирован для любительского уровня.

Но, ребята, музыка, которая звучит в этом ролике… Люди, я уже молчу о том, что сама эта песня… ну, скажем так, очень спорная, с точки зрения вкуса. Я сейчас не хочу вдаваться в споры о том, что такое хороший вкус и им подобные, поэтому скажу, что с этой точки зрения песня просто спорная. Это не главное. Главное — это её ритм.

Граждане, человеки!!! Акции протеста под сентиментальные куплеты не устраиваются, запомните это раз навсегда! Этот ролик посмотрит до конца только тот, кому уже не всё равно, что происходит с парком. Тот, кому всё равно, или тот, кто ничего не знает о проблеме (а именно на эти две аудитории и должна быть направлена пропаганда) не досмотрит этот ролик даже до второй четверти. Он сдохнет от тоски.

Мы живём в век очень стремительно изменяющейся информации — и от того, сколько секунд вы выиграете в информационной гонке, зависит успех вашей акции.

Если вы не смогли привлечь внимание человека с первой же секунды, можете считать, что человек для вас потерян на 90%. Если вы не смогли вызвать прилив эмоций у человека в течение первых десяти секунд, он потерян для вас на все 100%.

Пожалуйста, посмотрите другой ролик — ролик из российско-грузинской войны, который снимали грузины — и немедленно найдите 99 отличий.




Понимаете, да? Я сейчас не о том, что ролик смонтирован лучше (я уже сказала, что делаю скидку на любительский уровень). Просто звуковой ряд должен быть красив для того, чтобы зритель задержал на ролике своё внимание. В идеале — чудовищно красив. Но можно и просто красив. Он должен завораживать, понимаете? Вот в этом грузинском ролике мурашки по коже — с первого же аккорда. Да, в условиях «сделал на коленке» создать что-то подобное почти нереально хотя бы потому, что грузины записывали это специально и всем цветом своих певческих сил. Но, ребята, от нас с вами никто и не требует исключительного профессионализма — ни от вас, которые отстаивают парк и делают ролики, ни от меня, которая, сидя за тысячу километров, помогает вам в меру своих сил. Нужно просто сделать так, чтобы нас услышали, понимаете? Услышали — а не закрыли окно с роликом на третьей секунде.

Понимаете, да? Я без проблем допускаю, что вам лично очень нравится песня, исполняющаяся в этом ролике, что она ассоциируется у вас с защитой вечных ценностей и т.п., и вы совершенно невозбранно можете её исполнять хоть у себя дома, хоть под любым парковым деревом. Но как средство наглядной агитации для широких масс она мастдай хотя бы потому, что слишком невыразительна.

Пожалуйста, люди, которые делали этот ролик, не воспримите мою критику как критику ваших способностей или, боже упаси, намерений. Ваши намерения самые лучшие, я не сомневаюсь в этом ни секунды, а способности — выше всяких похвал (см. раздел о видеоряде, о тексте и т.п.). Более того, вы, возможно, вообще единственные на данный момент, кто располагает техническими возможностями по изготовлению агитационных роликов. Но вы будете в два раза больше молодцы, если сделаете всё то же самое на другой мотив, понимаете?

Всё переделать. Всё переделать — и я с удовольствием распиарю ваше творчество там и сям. Давайте, если вам не лень и если вы согласны на диалог со мной, подумаем здесь вместе, какой можно было бы использовать звуковой ряд (или лучше даже подумаем над концепцией другого ролика — с тем же видеорядом, но с другим оформлением фактов: в меньшем количестве текста и, может быть, даже с дублированием информации на английском, — и с другой звуковой дорожкой). Уверена, к этой дискуссии подключится много народу, и в результате у вас может получиться действительно хороший, добротный ролик, который не стыдно показать посторонним. Ну, или если вам не хочется общаться со мной, пожалуйста, обсудите эту проблему со своими друзьями, знакомыми (вдруг у вас найдутся консультанты по изготовлению роликов), подругами, соратниками и т.п. Пожалуйста! Главное сейчас — это вовремя взять правильное технологическое направление, и не важно, сделаете вы это при моём участии или без меня. Просто прислушайтесь, я прошу вас, как человек, который отдал бы дохрена, чтобы сечас сидеть под каким-нибудь деревом в Харькове, а не строчить телеги в блог. У меня нет возможности приехать, у меня есть возможность только говорить. Пожалуйста, услышьте!

ЗЫ. Вот, сразу родилась идея, кстати: почему бы не создать команду, занимающуюся специально только лишь наглядной агитацией. Есть куча людей в интернетах, которые не знают, куда себя приткнуть, но очень за харьковчан болеют. Народ, в том числе и далёкий, есть у вас связи с музыкантами, музыкальными и т.п. студиями? Вы умеете рисовать? А сами поёте? А стихи пишете? Давайте посчитаемся. У меня нет ничего, но у меня отлично соображает голова, хороший вкус, полно свободного времени, и я всё время на связи. Могу координировать или рецензировать, например. Кто следующий?

Upd. Сразу же дополню: песня звучит на русском языке. В слова сразу начинаешь вслушиваться. Это отвлекает от текста. Если делаете длинный текст, подбирайте музыкальное сопровождение без слов! Это обязательно. Песня со словами нормально будет звучать в ролике, где используются в идеале только цифры или, на худой конец, очень-очень краткие комментарии.

2 комментария:

Unknown комментирует...

Видеоряд понравился. Очень неплохо.
Но музыка - не то совершенно. Песня чудесная, но не к этим событиям.

Schisma комментирует...

2 Klod

Дело даже не в семантике, а именно в технике: песня не агитационная сама по себе. Видеоряд вполне выразительный, да.

Отправить комментарий