«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем... Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться».

Мартин Нимёллер. «Когда они пришли…»

14 января 2010 г.

Харьков: аччот

Буду краткой: из Харькова я не привезла почти ничего, кроме маленьких огрызков. Это потому, что за неимением билетов на московский поезд (по случаю праздников, не иначе), я взяла билет на питерский, а он приходит в Белгород не в седьмом часу утра, а в полвторого дня. В результате когда я добралась до Харькова, уже смеркалось.

К тому же нас непонятно зачем почти целый час промурыжили на таможне в автобусе с отключённым двигателем. Преимущественно, кстати, на российской таможне. Украинскую мы прошли минут за пятнадцать. Так что, вылезши из этого самого автобуса, я остаток светлого времени суток провела в кабаке: горячий капуччино, жареная рыба и писят. Потому что смысл выражения «ноги отморожены» стал мне ясен как-то сразу и до конца.

Потом, когда поняла, что с ногами ничего фатального нет, но кругом уже темнотища, я догналась ещё глинтвейном — и только тут до меня дошло, насколько наши таможенники суки драные: писят водки плюс двестиписят горячего вина — это (вот в такой именно последовательности и с малой закуской) для всякого нормального человека мгновенный вылет в аут. А у меня ни в одном глазу. Я из кафе вышла и только чувствую: тепло. Всё.

Короче. Снимать-то я снимала, но отчасти со вспышкой (где не было возможности приткнуть штатив), а отчасти со штатива вслепую (потому что в противном случае пришлось бы либо ползать на пузе, либо ходить на ходулях). И получилось, конечно же, исчезающе мало, и та часть, которая получилась, наименее заслуживает внимания, т.к. это привокзальные задворки (а потому что там свет от фонарей менее агрессивен, чем в центре, и есть куда поставить штатив).

В общем, я очень раздосадована, конечно. Я знала, что у меня будет мало времени на съёмку, но совсем не учла степень милосердия наших пограничников и, соответственно, возможную необходимость приводить себя в чувство после рядовой поездки на автобусе.

Тем не менее, некоторое количество даже не советов, а просто информации к сведенью по поводу съёмки ночного Харькова я всё-таки предоставить могу (мало ли, вдруг кому сгодится).

Прежде всего, Харьков ночью снимать очень сложно, потому что там огромное количество синей подсветки. В реальности это мало чему мешает, но на фотках выглядит как морг, где по ошибке разместили макеты зданий и деревьев. Синее там всё мало-мальски публичное, вплоть до вокзала:






Причём, как видите, меры в такой иллюминации харьковчане не знают (у них с мерой вообще во всём большая беда, хотя, справедливости ради, если не надо фотографировать, это выглядит даже мило: Харьков вообще единственный город из известных мне, которому идут мещанство и кич как стиль, и всё мещанское и кичевое ему тоже к лицу). Меры, значит, нету, иллюминировано всё, вплоть до деревьев, и даже в бассейне фонтана сооружена импровизированная иллюминация в виде фонтана же.

И я очень сильно сомневаюсь, что это по поводу новогодних праздников. Скорее всего, Харьков и в феврале, и в марте будет такой же. И, может быть, даже в июле, с той только разницей, что вместо искусственного фонтана забьёт настоящий.

Центр, площадь перед Историческим музеем:




Ну, вот как-то так.

Второе. Второе — это необходимость иметь нормальный высокий штатив. Потому что там, где есть что поснимать, почти нет возможности приткнуть карманный штатив так, чтобы сгенерировать с первой же попытки хотя бы композицию, я уж не говорю кадр как таковой. В моём случае это выглядело следующим образом: я встаю на цыпочки или буквой «зю», примерно прицеливаюсь, аккуратно (чтобы остались чёткие следы в снегу) ставлю штатив, снимаю, смотрю, что получилось, делаю поправку, втыкаю штатив на прежнее место, снова снимаю и снова смотрю — и так несколько раз. Времени у меня было (с учётом того, что я очень долго отогревалась) всего часа три, и вся эта гимнастика пошла на пользу разве что моим суставам. То есть если снимаете ночной Харьков зимой, закладывайтесь, наверное, на всю ночь — не промахнётесь. Летом, конечно, попроще, летом и свет другой, даже искусственный, и на коленках поползать не жалко, если надо.

Ну, и третье. Ночной Харьков вообще лучше всего снимать на видео, потому что вся вышеупомянутая иллюминация довольно ненавязчиво (для глаз, я имею в виду) меняет оттенки и даже в некоторых случаях цвета.

А теперь то немногое, что получилось более или менее прилично. Никакой ценности в этом нет, просто в коллекцию. Это, напоминаю, окрестности вокзала, за исключением первой фотки, которую я сделала в одном из центральных сквериков:










В общем, если смотреть на вещи позитивно, то выходит, что есть ещё, зачем стремиться в Харьков. Очень обнадёживает, что в следующий раз я туда поеду по теплу, и световой день будет уже значительно дольше. Да и билет возьму на правильный поезд, а то ходят тут всякие.

ЗЫ. Следующим постингом выложу фотки сегодняшнего Севастополя: я приехала в дождь, рано утром, когда на Приморском не было ни души. Погулялось прекрасно, в отличие от вчера.


6 комментариев:

o_huallachain комментирует...

Ага,Харькову идёт даже всякий кич :) Забавное освещение.

Schisma комментирует...

2 o_huallachain

Живьём это местами даже красиво. Очень красива, например, подсветка каменной беседки на бульваре на углу Сумской и Рымарской -- она вся переливается, меняет цвета, причём с каждого ракурса это выглядит по-своему. То же и с домом на углу площади Конституции (кажется, она так называется, хотя могу и перепутать). Но фотки этого не передают, а видео, снятое без штатива, смотреть совершенно невозможно.

o_huallachain комментирует...

Штатив однозначно нужен большой, с мелкого снимать это какое-то ненужное самоизмывательство :( Как соберёшься покупать, имей в виду,что лучше брать тот, который сразу с чехлом. или этот чехол сразу купить - у моей дочки без чехла, и вечно ей очень неудобно было его таскать, а сейчас, по-моему, она вообще его забросила.

Schisma комментирует...

2 o_huallachain

Не, насчёт мелкого штатива я с тобой не согласна. Он во многих случаях очень удобен -- начиная с того, что его можно сунуть просто в карман (он в сложенном виде сантиметров десять) и заканчивая тем, что он таки даёт устойчивость камере. Другое дело, что на центральных улицах крупных городов, где тротуары узкие, дома высокие, а проезжие части широкие, он почти бесполезен, так что, да, придётся покупать высокий -- специально для таких вот поездок.

С чехлом, естественно, я ж не враг сама себе. :)

Анонимный комментирует...

не умеете снимать - не снимайте. (если для вас красивая иллюминация вокзала - морг - то вам точно туда). Да синие и белые цвета преобладают - но это и освежает общюю панораму привокзальной площади, на фоне грязи и зимней разрухи. Сколько людей видел - всем понравилось...

Schisma комментирует...

2 Анонимный

Фотографии действительно плохи, спорить не стану.

И если безвкусица кажется вам красивой -- это тоже не беда. Многие считают, что о вкусах не спорят, хотя я с этим не согласна.

Но меня настораживает, что вы готовы с лёгкостью послать человека в морг только за то, что он сравнивает с моргом иллюминацию. Остаётся надеяться только на то, что своё пожелание вы забыли дополнить выражением "в качестве патологоанатома".

Отправить комментарий