«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем... Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться».

Мартин Нимёллер. «Когда они пришли…»

28 февраля 2010 г.

Надрыв шаблона

Ещё пока не разрыв, но малость рядом.

Вот, я выкладываю на фликр фотки. Вот, приходит человек — простой шотландский парень, комментит, хвалит, все дела. Я ему: спасибо, мол. А он такой: типа, нет, нифига, это тебе спасибо — за то, что поделилась.

На самом деле это означает сразу несколько вещей. Щас я воздуху в грудь наберу побольше…

Во-первых, что считать халявой (она же шара, от англ. to share, делиться)? Для меня (да и для подавляющей, наверное, части моих соотечественников) халява — это то, что можно бесплатно использовать. И в это понятие не входит то, чем можно эстетически или эмоционально наслаждаться. «Фотка на халяву» или «роман на халяву», или «музыка на халяву» — в русском языке всё перечисленное нонсенс. Мы не расцениваем как шару возможность бесплатно познакомиться с результатом чужого творческого труда, если этот труд нельзя использовать. Нам может на халяву достаться компакт или трёхтомник, или фотоальбом в твёрдой копии (то есть материальный предмет), или же вторичный по отношению к нашему собственному «креативу» продукт (например, иллюстрация к рассказу; впрочем, для того, чтобы мы расценили этот продукт именно как халяву, у нас, наверное, должны быть какие-то издательские планы, в противном случае мы будем рассматривать это произведение вне контекста дележа).

У нас, повторяю, шара — это то, что можно использовать.

У них (не у всех, нет, потому что я наблюдала подобные обмены любезностями и между двумя англичанами, например; но несомненно, что впервые я столкнулась с такой постановкой вопроса именно в исполнении иностранцев) понятие шары, халявы распространяется на результаты «бесполезного» творческого труда: на фотки, на фикшен, по-видимому, и т.п.

Тут мы подходим к «во-вторых». Во-вторых, что считать нормой? Для меня (да и для большей части моих соотечественников, полагаю) норма — это: а) безвозмездно делиться результатами своих творческих усилий и б) не искать в связи с этим благодарности. При этом благодарность за факт дележа мы чётко отличаем от похвалы в адрес собственно «креатива» и претендуем максимум на похвалу.

То есть для нас благодарность за «бесполезную» шару — это ненормально. Безоценочно ненормально, то есть просто за рамками нормы. Если мне кто-нибудь скажет спасибо за то, что я выложила в сеть какое-нибудь рассказ или фотку, я, если не буду знать контекста благодарности, наверное, в первую очередь удивлюсь: нет, это тебе спасибо, что прочёл или посмотрел. А я, собственно, пишу и фотографирую как раз для того, чтоб читали и смотрели, и было бы нелепо полагать иначе. И чего ты хотел сказать своим спасибом? Тут есть что-то твоё личное?

Запад (в лице отдельных представителей, по крайней мере) с этим, очевидно, не согласен: нет, говорит, ты поделилась — вот за это спасибо.

То есть для них факт безвозмездного обнародования результатов своего творческого труда — это ненормально. И поэтому те результаты, которые задаром тронули их так или иначе: вызвали какие-то эмоции, доставили эстетическое удовольствие или, может, даже возбудили какую-нибудь мысль, — считаются халявой, то есть шарой.

И вот тут у меня перемыкает. Я начинаю составлять длинную телегу на, практически, английском языке о том, что шара — это мой саншайн, джой и вообще, сцуко, фан риальни ололо… — и натыкаюсь на проблему… нет, не английского языка на сей раз, а передачи русской мысли на английском языке.

Проблема проста, как три рубля: я не смогу объяснить простому шотландскому парню, что шара и я — это, в сущности, одно и то же, что я сама — одна сплошная шара; что шарить, расшаривать, шариться и до кучи шароёбиться — это то, чем я занимаюсь с младенчества и освоила в совершенстве, что это моя норма, что нас таких двести миллионов и что если бы у меня не было возможности делиться фоками, мне и фотоаппарат был бы нафиг не нужен. Потому что где тогда мой саншайн? Я не смогу этого объяснить, так как в его сознании мои фотки — это шара, которая принципиально не может быть нормой, а саншайн, вон, на расшаренной фотке. Её можно созерцать, сидя в кресле с уютным котом на коленях, и это будет сайншайн риальни ололо. С этого момента круг замкнётся.

И вот я думаю: ну, сказал он мне спасибо за то, что поделилась, чем вызвал вихрь мыслей. Так, может, сказать ему примерно так: «Спасибо, что расшарил спасибо»?

Как-нибудь наберусь смелости и напишу. Действительно, почему фотку можно считать халявой, а фразу, содержащую в себе слова благодарности — нельзя?


4 комментария:

Nina Vill комментирует...

А это не просто проявление формальной вежливости? За которым не стоит ничего осознанного?

Schisma комментирует...

2 o_huallachain

Понимаешь, я от наших никогда такого не слышала. Может быть, это специфическая британская вежливость? Но тогда опять же вопрос: на каком голом месте она выросла?

tiran_i_despot комментирует...

Ммм... А мне кажется, я прекрасно понимаю этого шотландского парня. Меня и самого часто тянет сказать вам, Схизма, спасибо именно за то, что вы это видите, запечатлеваете и делитесь этими мирами со мной. Для меня это ценно, потому что я знаю, что мир велик, прекрасен, разнообразен, но я не могу быть везде и увидеть его во всем его великолепии. Не могу быть сейчас в Севастополе, не могу увидеть его так, как видите вы, человек который его знает и любит, а не просто любит читать рассказы о нем, как я. И да, для меня очень ценно то, что вы берете это свое видение, чувство и понимание Севастополя, умножаете на его объективную красоту и свой труд и делитесь этими мирами со мной. Мне ведь их иначе никак не увидеть, а хочется. Я же знаю, они есть, я читал. Где-то так. Сумбурно, но смысл проглядывает, я думаю :)

Schisma комментирует...

2 tiran_i_despot

для меня очень ценно то, что вы берете это свое видение, чувство и понимание Севастополя, умножаете на его объективную красоту и свой труд и делитесь этими мирами со мной

А если вместо красот Севастополя я покажу его изнанку, которая здесь на каждом шагу? Горы мусора там и сям, разбросанные по скверам шприцы, из-за которых случайный укус бродячей собаки оказывается чреват не только традиционным бешенством, но и совершенно человеческим гепатитом? Это ведь тоже будет мир.

И мне кажется, вы сильно заблуждаетесь, говоря о моей любви к Севастополю. Я не люблю Севастополь, о чём уже говорила, кажется, когда-то. Без людей он ничто, а люди тут специфические, и мне тяжело здесь, потому что, с одной стороны, я слишком выбиваюсь из образа севастопольской женщины, с другой -- уже слишком стара, чтобы быть принятой за севастопольскую девочку, а с третьей -- слишком долго здесь живу, чтобы походить на туристку.

Так что мои фотки не отражение любви к городу, они -- просто набор констатаций: тут вот так.

Возвращаясь к вопросу выражения благодарности. Мне кажется, большую роль играет представление о факте "дележа": мой мир, я знаю, мёртв, когда я не могу показать его кому-то. И поэтому для меня "поделиться" фотографиями, рассказами, мыслями и т.п. -- это, фактически, не дать миру погибнуть во мне. Продолжая логическую цепочку, можно прийти к заключению, что я не даю погибнуть самой себе. Наверное, поэтому мне всегда странно и немножко неловко слышать слова благодарности по этому поводу. У меня ведь нет выбора: если я перестану "делиться", я умру. А спасибо, оно же предполагает, что выбор у человека есть. И получается, что в глазах того, кто меня благодарит, я выгляжу лучше, чем есть на самом деле.

С другой стороны, вы, вот, всё это так подробно написали, и у меня сразу столько мыслей появилось, что если я сейчас вас, в свою очередь, не поблагодарю, то, наверное, буду свиньёй, как-то так. Спасибо вам большое. :D

А вообще, не берите в голову, что я тут нагородила. Я себя не знаю, но точно знаю, что всегда вам рада. Поэтому пишите чаще -- и по поводу, и без, а уж тем более если тянет. :)

Отправить комментарий