В ожидании хорошей погоды размышляю на тему философии фотографии, руководствуясь некоторыми наблюдениями.
Наблюдение первое. В то время, как большинство фотографов (из тех, разумеется, которых я наблюдала на форумах, в сообществах и т.п.), фотографируя, делают фотографии, я делаю что-то совершенно другое. Да, я фотографирую вообще, но я не делаю фотографии — точно так же, как пишу вообще, но не делаю книг. Я просто пишу или фотографирую — и это всё. Я не знаю при этом, что конкретно я делаю.
Наблюдение первое. В то время, как большинство фотографов (из тех, разумеется, которых я наблюдала на форумах, в сообществах и т.п.), фотографируя, делают фотографии, я делаю что-то совершенно другое. Да, я фотографирую вообще, но я не делаю фотографии — точно так же, как пишу вообще, но не делаю книг. Я просто пишу или фотографирую — и это всё. Я не знаю при этом, что конкретно я делаю.
Фактически, наверное, можно описать это так. У меня нет изначальной осознанной целеустановки на конкретный результат. Осознанная целеустановка у меня всегда процессная — снять, написать и т.п. Зафиксировать, проще говоря. Что потом выйдет из этой фиксации — во многом дело случая. Сегодня, например, пролистывая фотки за те два месяца, что я держу в руках фотоаппарат, я пришла к выводу, что многие кадры мною были отсняты с совершенно подсознательной целью получить основы для иллюстраций к сказке, которую пишу. Странное дело, я могла бы додуматься до этого и раньше, вспомнив хотя бы как просила подругу снять что-нибудь, когда у меня самой ещё не было фотика (потому что когда я просила подругу снять что-нибудь, я отлично знала, для чего мне будут нужны эти снимки). Да, я могла бы додуматься до этого, даже просто анализируя свой текстовый процесс: уж казалось бы, провести аналогию — куда проще-то? Но почему-то я поняла это только в тот момент, когда наткнулась на кадр-иллюстрацию и увидела, что это именно иллюстрация, а не что-либо другое.
То есть получается, что я снимаю или пишу (один процесс), а потом определяю, чем является отснятое или написанное (другой процесс) — и результат оказывается всегда спонтанным, потому что не планируется в принципе (то есть планируется, наверное, но абсолютно неосознанно).
Это не означает, что у меня нет желаний в смысле демонстрации. Нет, вот это как раз есть. Я отлично знаю, чего хочу показать… но это и всё.
Я, например, хочу показать Балаклаву тем, кто её не видел, — вполне такое определённое желание, да? А вот как я её покажу — это уже совершенно неопределённый пока ещё будущий результат реализации желания. Я могу сказать только одно: на первом месте в списке приоритетов у меня стоит наглядность демонстрации, на втором — простота изложения. Исходя из этого, я могу более или менее уверенно сказать, что, по-видимому, я всё-таки именно покажу её (в фотографиях), а не расскажу о ней (словами).
Это был пример, повторяю.
Наблюдение второе. Я не люблю снимать людей (за вычетом редких исключений) и собак (опять-таки кроме редких экземпляров). И вообще не люблю любительские фотографии с людьми и собаками. В подавляющей массе тех и других есть что-то отталкивающее. Очень многие кадры кажутся мне безнадёжно испорченными, если в них мелькают люди или собаки, особенно крупным планом, а картины из серии «Я и достопримечательность» вызывают у меня рвотный рефлекс без разговоров. Сама я, кстати, тоже не люблю фотографироваться и не возражаю, только если фотографируют совсем близкие или же для протокола.
Что касается людей, то отчасти мне видится в этом отголосок всё той же моей установки на фиксацию: фотография — это документ. Документ может отражать действительную реальность или же виртуальную — не вопрос. В зависимости от рода изображаемой реальности фотография может быть спонтанной или же постановочной — обратно не вопрос. Но в случае с людьми «из народа», как правило, получается эклектика: большинство людей на любительских фото стремятся сделать вид, будто снимаются в реальном мире, тогда как на самом деле занимаются постановкой (даже если не принимают всякие позы, не делают глаза и улыбки, не гримасничают и т.п., а просто стоят «на фоне» или, выражаясь адекватно, в декорациях), то есть моделируют виртуальность. И получается преимущественно лажа, потому что актёры из «народных» моделей по большей части хуёвые, а интуитивных режиссёров среди фотографов-любителей тоже не сады.
Действительная реальность может быть зафиксирована только спонтанно. Виртуальная реальность требует тщательно продуманной постановки, начиная с концепта и заканчивая костюмом. Вот это почему-то большинство фотографирующих и фотографируемых совершенно не осознаёт или попросту не принимает во внимание.
Всё пока.
А это просто так. Фотка от 6 февраля, почти не обработанная, потому что не хочу.
То есть получается, что я снимаю или пишу (один процесс), а потом определяю, чем является отснятое или написанное (другой процесс) — и результат оказывается всегда спонтанным, потому что не планируется в принципе (то есть планируется, наверное, но абсолютно неосознанно).
Это не означает, что у меня нет желаний в смысле демонстрации. Нет, вот это как раз есть. Я отлично знаю, чего хочу показать… но это и всё.
Я, например, хочу показать Балаклаву тем, кто её не видел, — вполне такое определённое желание, да? А вот как я её покажу — это уже совершенно неопределённый пока ещё будущий результат реализации желания. Я могу сказать только одно: на первом месте в списке приоритетов у меня стоит наглядность демонстрации, на втором — простота изложения. Исходя из этого, я могу более или менее уверенно сказать, что, по-видимому, я всё-таки именно покажу её (в фотографиях), а не расскажу о ней (словами).
Это был пример, повторяю.
Наблюдение второе. Я не люблю снимать людей (за вычетом редких исключений) и собак (опять-таки кроме редких экземпляров). И вообще не люблю любительские фотографии с людьми и собаками. В подавляющей массе тех и других есть что-то отталкивающее. Очень многие кадры кажутся мне безнадёжно испорченными, если в них мелькают люди или собаки, особенно крупным планом, а картины из серии «Я и достопримечательность» вызывают у меня рвотный рефлекс без разговоров. Сама я, кстати, тоже не люблю фотографироваться и не возражаю, только если фотографируют совсем близкие или же для протокола.
Что касается людей, то отчасти мне видится в этом отголосок всё той же моей установки на фиксацию: фотография — это документ. Документ может отражать действительную реальность или же виртуальную — не вопрос. В зависимости от рода изображаемой реальности фотография может быть спонтанной или же постановочной — обратно не вопрос. Но в случае с людьми «из народа», как правило, получается эклектика: большинство людей на любительских фото стремятся сделать вид, будто снимаются в реальном мире, тогда как на самом деле занимаются постановкой (даже если не принимают всякие позы, не делают глаза и улыбки, не гримасничают и т.п., а просто стоят «на фоне» или, выражаясь адекватно, в декорациях), то есть моделируют виртуальность. И получается преимущественно лажа, потому что актёры из «народных» моделей по большей части хуёвые, а интуитивных режиссёров среди фотографов-любителей тоже не сады.
Действительная реальность может быть зафиксирована только спонтанно. Виртуальная реальность требует тщательно продуманной постановки, начиная с концепта и заканчивая костюмом. Вот это почему-то большинство фотографирующих и фотографируемых совершенно не осознаёт или попросту не принимает во внимание.
Всё пока.
А это просто так. Фотка от 6 февраля, почти не обработанная, потому что не хочу.
4 комментария:
Угу.
Известное явление природы. Кто-то из фотографов говорил, что люди ему пейзаж портят. Отвлекают на себя внимание на снимке.
Про собаку на сцене ещё у Тэффи было. :)
А, вообще, сколько люди всего наснимали за последнее время - страшное дело. Не написали столько. :)
arstmas
2 arstmas
Люди пейзаж портят -- это однозначно и бесспорно. Но не все и не всегда. Если постновка хорошая, то пейзаж становится действительно фоном, и всё в сумме выглядит прекрасно.
А собак в кадре не люблю, потому кадр немедленно начинает производить шелудивое впечатление. Даже не знаю, можно ли это соотнести с высказыванием Тэффи: там всё-таки чуть о другом.
А, вообще, сколько люди всего наснимали за последнее время - страшное дело. Не написали столько. :)
Да-да, ужас-ужас! Куда мир катится! Развелось фотоманов, понимешь! :D
Ага. Там рассуждения были в смысле, что люди на снимке автоматом отвлекают на себя внимание, чисто, шо та Тэффина собака, а он больше по пейзажам.
> там всё-таки чуть о другом
Угу. Пофтыкаю на фотографии с собаками. Проверю впечатления.
> Развелось фотоманов, понимешь!
И фотоманьяков уже полно. Главное, что остановить их некому.
arstmas
2 arstmas
Ага, нас таки никто не остановит. :D
Отправить комментарий